Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Единая всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСКТМ)

Единая всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСКТМ)
(категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов))

I. Общие положения и требования.

1.Единая всероссийская спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма.

2.В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности и категорийные походы –от I-ой до VI -ой категории сложности (к.с.). Кроме того маршруты разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео-, парусные, конные, а также могут представлять их сочетание –комбинированные маршруты.

По мере развития спортивного туризма и появления иных средств и способов передвижения человека в природной среде возможно появление других видов туризма и расширение данной «Классификации».

3.Структурно ЕВСКМ состоит из следующих основных разделов:

1. Общие принципы и технология классификации маршрутов по всем видам спортивного туризма (данный документ — ЕВСКМ).
2. Методики категорирования маршрутов по отдельным видам спортивного туризма.
3. Перечень классифицированных и эталонных спортивных туристских маршрутов и препятствий по видам спортивного туризма (ПЭМ)*.
4. Каталогов (перечней) технически трудных локальных препятствий (перевалов, вершин, пещер, каньонов и т.п) (КП)**.

Классификация спортивных маршрутов производится в соответствии с единой технологией и требованиями, приведенными в настоящем нормативном документе (ЕВСКМ). При этом на основании ЕВСКМ и в зависимости от вида туризма, целей категорирования (решение спорных вопросов, судейство чемпионата, выпуск на маршрут при первопрохождении участков и др.) возможны два основных метода категорирования:
1)Использование ЕВСКМ и видовой методики категорирования;
2)Использование ЕВСКМ и ПЭМ по видам спортивного туризма.
3)Сочетание методов 1) и 2)

При сравнении с ПЭМ и КП техническая трудность препятствий, их разнообразие, район и др. факторы классифицируемого маршрута должны быть не ниже, чем параметры эталонного маршрута из ПЭМ для данного туристского региона. Многовариантная технология классификации вызвана спецификой видов туризма и наличием, например, у пешеходного, лыжного, парусного и других видов , помимо локальных препятствий, – определяющих факторов маршрута , в значительной степени определяющих сложность маршрута (географический показатель района, автономность маршрута, суммарный перепад высот, набранный группой на маршруте, напряженность маршрута и др.).

4 Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В таблице 1 приведены требования к походам 1-3 степени сложности.

Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео- и горного туризма отсутствует.

Таблица 1.

Степень сложности Виды маршрутов Протяженность, км Продолжительность. Дней
3 Пешеходные, лыжные

Пешеходные в горах

Велосипедные

Водные

75

60

120

60

6-8

-«-

-«-

-«-

2 Пешеходные, лыжные

Пешеходные в горах

Велосипедные

Водные

50

40

80

40

4-6

-«-

-«-

-«-

1 Пешеходные, лыжные

Пешеходные в горах

Велосипедные

Водные

30

25

50

25

4-6

-«-

-«-

-«-

_______________________

(*) Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий на 2001-2004г.

(**) Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов, 2001; Перечень классифицированных перевалов среднегорья, 1985г.; Перечень классифицированных пещер,1988г.; Классифицикация маршрутов на горные вершины , 2001г.

5. Основными показателями, определяющими категорию сложности похода являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины и др.) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.)

В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику.

Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов.

Определяющими препятствиями (ОП) или факторами (ОФ) маршрута называются препятствия (факторы) , оказывающие наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Предопределяющие препятствия (ПОП) или факторы (ПОФ) являются препятствия (факторы), имеющие на одну категорию /полукатегорию трудности (уровень) ниже ОП, и влияющие на общую напряженность и сложность маршрута.

При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются определяющие препятствия (ОП) и факторы (ОФ).

Локальными препятствиями (ЛП) – препятствия имеющие небольшую протяженность и характерны тем, что требуют от туристов при его преодолении соответствующий уровень технического мастерства, и , как правило, использование специального снаряжения. При категорировании горных, водных и спелео маршрутов в первую очередь учитываются ЛП – перевалы, траверсы хребтов, вершины, пещеры, пороги и т.п., которые дают туристам технический опыт необходимый для прохождения последующих маршрутов.

Протяженные препятствия (ПП) –препятствия, которые отличаются от ЛП значительной протяженностью и требуют от туристов при их преодолении значительных физических сил. ПП широко представлены в пеших, лыжных, вело-, авто-мото, конных и парусных маршрутах.

Категория трудности (к.т.) препятствия определяется тем, какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготовки требуется для его безопасного прохождения.

Эталонным маршрутом называется маршрут, имеющий минимальный набор ОП и ОФ, необходимый для отнесения его к той или иной категории сложности. Эталонные маршруты туристских регионов могут иметь различное количество ОП в зависимости от наличия в регионе различных ОФ.

6. Комбинированным считается поход, составные части которого представляют спортивные маршруты из разных видов туризма или имеют препятствия из разных видов туризма. Категория сложности комбинированного маршрута определяется в зависимости от кол-ва ОП (ОФ) из разных видов туризма, включенных в маршрут.

Типы комбинированных маршрутов:

а) Маршрут, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты одинаковой категории сложности из разных видов туризма. Сложность такого маршрута на одну категорию сложности выше составных его частей (при этом не выше V к. с.)

б) Маршрут, состоящий из полноценного маршрута соответствующей к.с. одного вида туризма и ЛП или участков маршрута другого вида туризма. Категория сложности такого маршрута может быть увеличена на 1 (при этом не выше V к. с.), если в число ЛП с учетом ОФ или участков другого вида входит не менее 100% ОП для данной к.с.

в) Маршрут, включающий ЛП из разных видов туризма. При построении такого маршрута значительное внимание должно уделяться логичности его построения. Категория сложности комбинированного маршрута соответствует максимальной к.т. ОП, в случае если их общее кол-во и к.т соответствует минимально необходимому набору ОП для соответствующей к.сл. маршрута. При этом минимально необходимая протяженность маршрута равна длине маршрута состоящего из разных участков пропорционально набранных из видов туризма, включенных в комбинированный маршрут. Мин. набор ЛП комбинированного маршрута определяется пропорциональными долями от минимальных наборов ОП (с учетом ОФ) для данной к.с. маршрутов данного региона по каждому из видов туризма.(например, водно-горный маршрут одного из регионов IV к.сл. включает препятствия: водные 3 к.т. – 2шт, 4 к.т.-2шт.; горные: перевалы 2А-1шт, 2Б-1шт.)

Маршруты по типу а) –б) предполагают увеличение к.с. комбинированного маршрута на 1 , но не выше V к.сл.

Комбинированный маршрут VI кат сл. должен включать минимальный набор ОП VI к.т., который также может быть составлен из разных видов туризма по варианту в).

г) Категорирование комбинированных маршрутов, включающих другие комбинации ЛП или участки маршрутов различных видов туризма осуществляется полномочными МКК с утверждением в МКК ТССР.

7. Требования к категорийным маршрутам по протяженности и продолжительности приведены в таблице 2. Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категорий сложности похода.

8. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.

9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при существенном увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

Таблица 2.

Виды туризма и характеристики маршрутов Категории сложности походов
I II III IV V VI
Продолжительность маршрута в днях (не менее) 6 8 10 13 16 20
Протяженность маршрута в км.(не менее):
Пешеходных 130 160 190 220 250 300
Лыжных 130 150 150 210 240 300
Горных 100 120 140 150 160 160
Водных 150 160 170 180 190 190
Велосипедных 300 400 500 600 700 800
Мотоциклетных 1000 1500 2000 2500 3000
Автомобильных 1500 2000 2500 3000 3500
Парусных 150 200 300 400 500
Количество пещер для спелеопоходов 5 4-5 1-2 1-2 1-2 1
Конных 150 200 300

10. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов – не менее двух наиболее трудных перевалов).

Радиальным выходом в походе считается небольшой относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.

11. Маршруты походов должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте.

В случаях связки участков маршрута (рек, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует большему освоению региона группой.

К.с. такого маршрута определяется исходя из минимально необходимого количества ОП для данной к.с.

данного вида туризма, а также с учетом ОФ туристского района (при этом количество ОП препятствий может быть увеличено по сравнению с тем, которое приведено в ПЭМ для соответствующего региона) .

Категория сложности такого маршрута определяется минимально необходимым количеством определяющих препятствий соответствующей категории трудности с учетом ОФ, например географического региона.

12. Если у МКК, выпускающей группу, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III-IV к.сл.) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета. Если выпускающая МКК не имеет соответствующих полномочий выпуска на данный маршрут, то документы отправляются в вышестоящую МКК.

13. При выпуске на маршруты, включающие участки первопрохождений, к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования по опыту, а категория сложности маршрута оценивается после рассмотрения отчета, при этом категория сложности в отдельных случаях может быть увеличена на единицу.

14. При выпуске на маршрут учитывается опыт прохождения категорированных ЛП, пройденных в комбинированных маршрутах.

15 . При оценке категории сложности маршрутов МКК может принять иные (в отличие от табл. 2) решения относительно протяженности и продолжительности с учетом количества ОП, ПОП и ОФ.

II. Видовые классификационные требования

Приложение 5.

Методика категорирования велосипедных маршрутов

Настоящая редакция  методики утверждена  решением ЦМКК от 11.12.2004 .

Методика категорирования велосипедных маршрутов (МКВМ) предназначена для определения категории сложности (КС) велосипедных маршрутов, как комплексного показателя, учитывающего наиболее важные параметры маршрута, которые влияют на трудность его прохождения. Некоторые из этих параметров, учитывающие условия прохождения маршрута, отражают специфику велосипедного туризма.

Основным показателем,  определяющим КС маршрута является наличие на маршруте достаточного количества протяженных препятствий  ПП соответствующей категории трудности (КТ).

Методика является вспомогательным инструментом и может применяться, в основном,  для предварительного определения КС маршрутов, в случае их отсутствия в «Перечне…», для определения КС в случае первопрохождения новых маршрутов или для получения дополнительных данных в случае спорных ситуаций. Результаты ее применения не могут иметь преимущества перед экспертной оценкой маршрута выпускающей маршрутно-квалификационной комиссией (МКК). МКК не вправе требовать от туристов обязательного расчета КТ препятствий  и КС маршрута по этой методике.

Расчет КТ препятствий и КС маршрута, описание паспортов определяющих (протяженных) препятствий  обязательны для отчетов походов 3 – 6 категории сложности, участвующих в чемпионатах спортивных походов,  для создания каталога (перечня) классифицированных препятствий. Информацию для этого каталога просьба присылать на сайт  .

Окончательное решение о категории сложности велосипедного маршрута принимает выпускающая МКК.

Параметры маршрута

Комплексный показатель — категория сложности велосипедного маршрута — включает в себя количественную оценку следующих параметров похода:

L — протяженность маршрута

Т — продолжительность прохождения маршрута (похода)

I — интенсивность прохождения маршрута

ЛП — локальные препятствия

ПП — протяженные препятствия

А — автономность

Протяженность маршрута (L) сама по себе не является параметром, определяющим его категорию, и увеличение протяженности сверх граничного значения не может служить основанием для повышения категории сложности. Показатель номинальной (минимальной рекомендованной для похода данной категории по ЕВСКМ) протяженности используется при оценке интегрального показателя интенсивности прохождения маршрута (см. ниже).

Продолжительность похода (T)- граничный показатель, также служащий для определения интенсивности прохождения маршрута.

Локальные препятствия (ЛП) – не велосипедные препятствия, характерные для других видов туризма (переправы, болота, непроезжее бездорожье), имеющие четкие границы и небольшую протяженность (до 3 км), характеризующиеся отсутствием дороги и тропы, пригодной для передвижения на велосипеде.

Интенсивность прохождения маршрута (I) — специфический показатель велотуристского похода, количественно оценивающий ежедневный уровень затрат физических и моральных сил в походе. Он определяется отношением фактического среднего дневного пробега (с учетом километража — эквивалента локальных препятствий) к номинальному (минимальные значения по нормативным требованиям):

I = (Lф + ЛП)*1,2*Tн / Tф*Lн (1) , где:

I — интенсивность прохождения маршрута  ( I  < 2,0 )

— фактическая протяженность маршрута, км

— номинальная протяженность маршрута по ЕВСКМ (см. Таблицу 2), км

— фактическая продолжительность прохождения маршрута, дней

— продолжительность похода по ЕВСКМ (см. Таблицу 2), 1,2 – коэффициент дневок

ЛП — пробег (км), эквивалентный по затратам времени и сил преодолению суммы

локальных препятствий, имеющихся на маршруте. Определяется по формуле

ЛП=ЭП1+ЭП2+…+ЭПi,                                                   (2),      где:

ЭП – эквивалентный пробег (табл.1), определяемый путем экспертной оценки,

i – порядковый номер Локального препятствия.

Примечание 1.  Для стимулирования включения в маршрут большего количества велосипедных препятствий  величина I не должна превышать значения 2,0. При превышении этой величины интенсивность берется равной 2,0.

Примечание 2. Для  походов 4 – 6 к.с. при расчете участки маршрута в равнинной местности по асфальтированным дорогам (где Кпк и Кпер=0,8) учитываются ограниченно в части маршрута, пройденной сверх номинальной протяженности (см. таблицу 1): для походов 4 к.с. 30%, 5 к.с. 20%, 6 к.с. 10% от превышения протяженности маршрута сверх номинальной. При этом, при подсчёте Тф, дни, что были затрачены на прохождение участков, исключённых из , во внимание не принимаются.

Определение категории сложности маршрута.

Необходимым, но не достаточным условием соответствия маршрута той или иной категории сложности является выполнение требований таблицы 1. Маршрут должен содержать не меньше определяющих препятствий соответствующей категории трудности, чем указано в таблице. Допускается замена препятствий на более сложные, если это позволяет опыт участников похода, но не допускается достижение требуемой суммы баллов за счет включения в маршрут большего числа препятствий меньшей категории трудности, т. е. менее сложных.

Минимальное количество протяженных препятствий на маршруте       Таблица 1

Категория

Сложности

маршрута

Минимальное количество препятствий, определяющих категорию сложности
1КТ 2КТ 3КТ 4КТ 5КТ 6КТ
I 2
II 1 2
III 1 2
IV 1 2
V 1 2
VI 1 2 2

При выполнении условий Таблицы 1 производится суммарная оценка категории сложности маршрута (КС) в баллах  по формуле (3):

КС = П * I * А (3),  где

П — сумма баллов по всем идущим в зачет протяженным препятствиям (баллы, идущие в зачет для данной КС определяются по Таблице 2. Расчет баллов (КТ)  по исходным параметрам препятствия проводится по формулам 4 или 5)

I — показатель интенсивности, вычисленный по формуле (1)

А — показатель автономности, вычисленный по формуле (7)

Значение КС сравнивается с эталонными значениями для маршрутов I — VI к.с. в Таблице 2, по которой и определяется категория сложности маршрута.

Оценка категории сложности велосипедного маршрута                                     Таблица 2.

Параметр маршрута Категория сложности (КС)
I II III IV V VI
Продолжительность похода минимальная по ЕВСКМ, дни (Тн) 6 8 10 13 16 20
Протяженность маршрута минимальная

по ЕВСКМ, км  (Lн)

300 400 500 600 700 800
Максимальное количество баллов,

идущее в зачет, за

протяженные препятствия:

1КТ 6 3 3
2КТ 14 5 5 5
3КТ 24 10 5 5
4КТ 39 15 10
5КТ 59 40
6КТ 60 и более
Категория сложности в баллах (КС),  по данным формулы (3) 2-6 7-14 15-24 25-39 40-59 60 и более

Превышение балльного норматива по КС, заложенного в Таблице 2, не даёт оснований для повышения КС похода, если на маршруте не были  выполнены требования Таблицы 1 (минимальный набор ПП) для присвоения ему  более высокой Категории Сложности.

Если количество баллов (КС) и минимальный набор ПП соответствует определенной категории сложности, а его протяженность меньше нормативной (но не более чем на 25%),

МКК вправе присвоить маршруту категорию сложности в соответствии с КС и ПП.

И наоборот, если  количество баллов (КС) по данным формулы (3) оказалось недостаточным для отнесения похода к заявленной категории сложности, то, несмотря на выполнение маршрутом требований Таблицы 1, этому походу засчитывается та КС, в норматив которой укладывается набранное походом  количество баллов. При этом указывается, что маршрут имеет элементы более высокой  КС.  Это должно стимулировать группы включать в нитку маршрута большее количество различных велопрепятствий, а также увеличивать показатель интенсивности (за счёт ЛП и рационального графика движения), повышать автономность маршрута.

Определение категории трудности протяженного препятствия

Протяженные препятствия (ПП) являются  основным видом препятствий велосипедного маршрута и главным параметром, определяющим его категорию сложности. Они характеризуются значительной (многокилометровой, от 5 до 80 км) протяженностью и относительно равномерным распределением затрат энергии на их преодоление. Однако это не означает, что вся протяженность маршрута состоит только из протяженных препятствий и что только они (ПП) определяют категорию сложности велосипедного похода.

Протяженные препятствия в равнинной местности — это участки маршрута, сложные для езды на велосипеде, имеющие относительно стабильный набор показателей, характеризующих сложность преодоления этих участков, а именно: дорожное покрытие, пересеченность местности, абсолютная высота. Относительно стабильным набор этих показателей можно считать в том случае, когда хотя бы один из трёх показателей остаётся неизменными на протяжении всего препятствия. При расчёте категории трудности равнинного препятствия используется средневзвешенное значение того показателя, который был изменчив.

Протяженные препятствия в горной местности это участки маршрута, характеризующиеся постоянным общим набором высоты. ПП в горной местности по характеру движения подразделяются на:

1.            Подъем по ущелью — характеризуется относительно равномерным и небольшим по крутизне набором высоты и заканчивается резким изменением условий движения (окончанием дороги, пригодной для движения на велосипеде, началом перевального взлета, выходом в цирк и т.п.).

2.            Перевальный взлет (подъем на перевал или горное плато) — характеризуется относительно быстрым и резким набором высоты. Начало определяется резким изменением условий движения (подъема) — уход от реки при подъёме по ущелью, значительное возрастание крутизны подъема, а окончание определяется выходом на точку перегиба рельефа (перевал, вершину, плато).

3.            Перевал. Допускается объединение подъема по ущелью и перевального взлета в одно протяженное препятствие — перевал, — если второй является логическим продолжением первого. Все показатели, применяемые при расчете категории трудности, в этом случае рассчитываются как средневзвешенные значения для всей протяженности объединенного ПП.

Примечания.

а) Участки маршрута по горным плато и нагорьям рассчитываются как ПП в             равнинной местности (формулы 4 и 5 расчёта КТ см. ниже).

б) Спуск с перевала или связка перевалов могут быть рассчитаны как равнинные ПП. (Для спуска с перевала – Кв определяется по среднему значению показателя абсолютной высоты на всём ПП).

в) Участки маршрута, прохождение которых на велосипеде не является ни логичным, ни безопасным способом передвижения, не могут быть отнесены к велосипедным препятствиям. Подобные участки (узкие тропы по крутым склонам, осыпи, ледники, труднопроходимое бездорожье, осложнённое множеством локальных препятствий) в велопоходе заведомо преодолеваются пешком и должны учитываться либо как ЛП, для увеличения километража эквивалентного пробега, либо как участки другого вида туризма (пешего, горного) включённые в комбинированный маршрут.

Руководитель группы сам классифицирует – в какой местности расположено то или иное ПП – в горной, или на сильнопересечённой равнине, и соответственно этому определяет Категорию Трудности данного ПП.

Чтобы количественно оценить набор препятствий, отвечающих требуемой сложности маршрута, используется понятие категории трудности (КТ) Протяжённого Препятствия. При определении КТ ПП велосипедного маршрута используется Таблица 3.

Балльная оценка препятствий по категориям трудности                 Таблица 3.

Категория трудности I II III IV V VI
Количество баллов* 1,1 – 1,4 1,5 – 2,3 2,4 – 3,7 3,8 – 5,6 5,7 – 7,9 8,0 – 10,0

Для стимулирования включения в сложные веломаршруты разнообразных протяженных препятствий, требующих смены тактики и владения всем арсеналом технических приемов велотуризма, количество баллов, принимаемое в расчет для каждого отдельного препятствия, не может превышать десяти, что соответствует высшему значению для ПП 6-й категории трудности.

*)  Количество баллов в Таблице 3 рассчитывается по формулам:

для равнинных участков:    КТ = Кпк*Кпр*Кпер*Кв *СГ (4)

для горных участков:           КТ = Кнв*Кв*Кпк*Ккр*СГ (5)

где  КТ —  количество баллов для определения категории трудности ПП

Кпк —  коэффициент дорожного покрытия  определяется по Таблице  4

Кпер – коэффициент пересеченности местности определяется по Таблице 5

Кнв —   коэффициент набора высоты определяется по Таблице 6

Кв —  коэффицент абсолютной высоты определяется по Таблице 7

Ккр   — коэффициент крутизны определяется по Таблице 8

Кпр — коэффициент протяженности препятствия  рассчитывается по формуле (5)

СГ — сезонно-географический показатель (коэффициент) определяется по Таблице 10.

Кпр = 1 + Lпп/100 (5)

где: Lпп — протяженность ПП в километрах;

Для любого протяжённого препятствия существует ограничение 5 км< Lпп < 80 км;

Значение коэффициента дорожного покрытия (Кпк)

для различных типов дорог и троп Таблица 4.

Тип дороги (тропы) и покрытия * Кпк
Асфальт 0,8
Профилированная гравийная (гравий до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер), непрофилированная грунтовая дорога (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива, крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше), песчаная (заснеженная) дорога (рыхлый песок (снег) глубиной до 3 см) 1,6
Используемая лесовозная, тракторная дорога, песчаная (снежная) дорога (рыхлый песок (снег) глубиной 3-5 см.), галечник, многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0
Зимник летом, зарастающая кустарником, деревьями лесовозная или тракторная дорога; песчаная (заснеженная) дорога (рыхлый песок (снег) глубиной 5-10 см.); туристская, конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5

*) В отдельных случаях, когда при прохождении конкретного ПП имело место неблагоприятное сочетание «тип дороги + временный погодный фактор», что реально привело к значительному ухудшению дорожного покрытия ,в расчётах КТ этого ПП возможно использовать значение Кпк, повышенного на 25% сверх нормы, предусмотренной в Таблице 4 для соответствующего типа дороги. Пример неблагоприятного сочетания «тип дороги+погодный фактор»: обильные дожди для лесовозных дорог по глинистому грунту, оледенение по асфальту. Если в результате применения повышенного значения коэффициента Кпк увеличится КТ данного ПП, то МКК может зачесть это препятствие одной категорией выше, учитывая, что группа преодолела препятствие в особо неблагоприятных дорожных условиях.

Кпер — коэффициент пересеченности местности                                         Таблица 5

Характер местности Частота подъемов на 10 км пути, не менее

Кпер

Плоская равнина с перепадами высот не более 30 м 0,8
Слабопересеченная местность с уклонами подъемов до 4% и перепадами высот от 30 до 50 м. 3 1,0
Среднепересеченная местность со средними  уклонами подъемов 4-6 % и перепадами высот от 50 до 100 м 2 1,2
Сильнопересеченная местность с уклонами дорог

более 6 %  и перепадами высот от 100 до 200 м

1 1,4

Кнв  —  коэффициент набора высоты                                 Таблица 6

Набор высоты Кнв
До 200 м 1,0
400м 1,1
600 м 1,2
800м 1,3
1000 м 1,4
1200 м 1,6
1400 м 1,8
1600 м 2,0
1800 м 2,2
2000 м 2,4
2400 м 2,8
2800 м 3,2
3200 м 3,6
3600 м 4,0

Кнв для промежуточных значений набора высоты определяется интерполяцией

Кв   — коэффициент абсолютной высоты                                         Таблица 7

Абсолютная высота, м Район похода
Заполярье Сибирь, Сев. Урал Прочие
До 500 1 1 1
500 1,2 1,1 1
1000 1,4 1,2 1,1
1500 1,6 1,3 1,2
2000 1,4 1,3
2500 1,6 1,4
3000 1,8 1,5
3500 1,6
4000 1,8
4500 2,0
5000 и более 2,4

Кв для промежуточных значений набора высоты определяется интерполяцией.

Ккр — коэффициент крутизны определяется по среднему значению уклона  КР на подъеме, т.е.

КР=(Вк — Вн)/Lп (в %) (6)

где:     Вк и Вн, соответственно высота конца и начала ПП (подъема) , м;

Lп — длина ПП (подъема), м

Соответствие среднего уклона КР коэффициенту крутизны Ккр                 Таблица 8

КР Ккр
4% и менее 1,0
6% 1,1
9% 1,3
12% 1,5
14% 1,8
15% и более 2,0

Ккр для промежуточных значений уклона определяется интерполяцией.

Для наглядности применения МКВМ и уменьшения количества расчётов рекомендуются к применению справочные таблицы 12  «Длины ПП при заданной КТ» для равнин, плато и нагорий.

Протяженные препятствия 6-й КТ в горной местности, помимо указанной в таблице 2 суммы баллов, должны дополнительно соответствовать требованиям, приведенным в таблице 9.

Дополнительные требования для ПП 6КТ в горной местности                   Таблица 9

Показатель Район похода
Горные системы Европы Горные системы Центральной Азии, Африки и Америки Сибирь Заполярье
Абсолютная высота, не менее, м

3000

3500

2500

1000
Набор высоты, не менее, м 1400 1500 800

500

Крутизна подъема не менее, чем на 500 м из общего набора высоты, % 12 12 12 12

Сезонно-географический показатель (СГ)                                                    Таблица 10

Район Сезонность СГ
1. Равнины и низкогорья
Средняя часть России с 15 апреля по 15 октября 1
весна, осень 1,2
зима 1,3
Север европейской части России

Западная Сибирь

с 15 мая по 15 сентября 1
начало мая, конец сентября 1,1
апрель, октябрь 1,2
март, ноябрь 1,3
зима 1,4
Восточная Сибирь, Аляска, Север Канады

(для районов с устойчивыми зимними температурами ниже -30 (*))

лето,  начало сентября 1
май, конец сентября 1,2
апрель, октябрь 1,3
март, ноябрь 1,4
зима 1,5(1,6)*
Пустыни государств Центральной Азии, Африки и другие аналогичные им районы

(для районов с устойчивыми летними температурами выше +40 (*))

лето 1,5(1,6)*
май, сентябрь 1,4
март-апрель, октябрь-ноябрь 1,3
зима 1,1
2. Горы
Среднегорье (1500 — 2500 м)

( территория стран СНГ)

лето, сентябрь 1
май, октябрь 1,2
март, апрель 1,3
ноябрь, зима 1,4
Высокогорье (свыше 2500 м)

(территория стран СНГ)

(для Восточного Памира, Тибетского плато (*))

лето, сентябрь 1,1(1,2)*
май, октябрь 1,3
март, апрель 1,4
ноябрь, зима 1,5(1,6)*
Горы Заполярья, Восточной Сибири, Северный и Приполярный Урал, Аляска, Сев. Канады

(для районов с устойчивыми зимними температурами ниже -30 (*))

лето, сентябрь 1,1
апрель, май 1,3
март, октябрь 1,4
ноябрь, зима 1,5(1,6)*

Примечание. Сезонно-географический показатель может повысить КТ ПП на одну категорию, а при СГ=1,5-1,6 некоторые ПП 4КТ до 6КТ.

Определение эквивалентного пробега локального препятствия

Локальные препятствия (ЛП) — препятствия, имеющие четкие границы, небольшую протяженность (до 3 км) и характеризующиеся отсутствием дороги и тропы, пригодной для передвижения на велосипеде. Участки ЛП, встречающиеся в велопоходах (перевалы, переправы и.т.п.), не являются велосипедными препятствиями. Они характерны для других видов туризма (пешего, горного). Включение подобных участков в веломаршрут носит случайный или вынужденный характер, для них характерна малая протяженность по сравнению с протяженностью веломаршрута.

Наличие Локальных Препятствий на веломаршруте не является основанием для повышения категории сложности велопохода.

Локальные Препятствия — косвенный фактор, повышающий сложность велопохода за счет затрат времени на их преодоление. Добавление в нитку маршрута ЛП позволяет:

—  снизить общую протяженность маршрута за счет добавления эквивалентного пробега;

—  увеличить показатель I интенсивности прохождения маршрута;

— сократить количество Протяжённых препятствий (при наличии минимального набора ПП, определяющих КС маршрута )

Локальные препятствия                                    Таблица 11
Категория

трудности

препятствия

Характеристика препятствия Эквива-

лентный

пробег (ЭП), км

Переправы
брод Скорость течения не более 0.5 м/сек, глубина менее 0.5 м, преодолевается в седле или вброд 0,5
н\к (простейшая) Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 0.5 м/сек); глубина 0.5-0.6 м; переходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5м. 2
1а (простая) Переправы через реки шириной 6-20 метров; течение среднее (до l,5 м/сек); глубина — 0.6-0.8 м. Для организации переправы требуются усилия не менее 3-4 человек. 10
1б (средняя) Переправы через реки шириной более 20 м: скорость течения выше средней (от 1.6 до 2 м/сек); глубина — более 0.8 м; Необходимо маневрирование группы относительно основного направления при броде. Необходима работа всей группы; часть группы страхует. 20
2а (сложная) Ширина реки — 30 м, скорость течения около 3 м/сек, глубина — 0.8 м. Для переправы необходимо навешивание перил. Работает вся группа, часть из которой страхует. 40
2б (навесная) Ширина реки — 30м, скорость течения — 3 м/сек и более, глубина — 1.2 м и более. Переправа вброд невозможна, необходима навесная. Переправа первого участника — с применением плавсредств (салик, катамаран, надувное судно) или вплавь со страховкой. 80
Перевальные взлеты без тропы (за каждые 100 м пути)
Н/к Не менее 100 м перевального взлета, движение затруднено  осыпями, растительностью, легкими скалами, не требующими коллективной страховки. 1,5
Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30 градусов; пологие (до 15 градусов) ледники без трещин; крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал, обычно наличие троп на подходах. 2,0
Каньоны (за каждые 100 м пути)
н/к (простейший) Движение по песку, гальке, траве, камням и осыпям без страховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) не менее 200 м. 1,0
1а (простой) Движение без страховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) свыше 200м. 2,0
1б (средний) Движение вдоль каньона не менее 200 м; применение страховки не менее чем на 25% длины участка 4,0
Болота (за каждые 100 м пути)
н/к (легкопроходимое) Гати, вязкие заболоченные участки глубиной 0.2-0.4 м, необходима индивидуальная страховка. 2,0
1а (кочкарник) Кочки, окруженные водой, нужна индивидуальная страховка. 4,0
1б (топи,мари) Индивидуальная и коллективная страховка, глубина свыше 1м 8,0
Осыпи, морены (за каждые 100 м пути)
н/к (мелкая,  пологая) Камни небольшие, крутизна склона — 15-20 градусов 2,0
1а (средняя,

пологая)

Камни «живые» размером до 1 м, крутизна склона до 25 градусов, индивидуальная страховка. 4,0
Каменные завалы
простой Камни (валуны) средним размером 1-1.5 м, уклон 0-8% 2,0
средний Валуны, обломки скал средним размером 1.6-2 м, уклон 8-12%, подъем велосипедов и снаряжения «челноком» 4,0
сложный Валуны, обломки скал средним размером 2-3 м, уклон свыше 12%, для подъема велосипедов и снаряжения требуются усилия нескольких человек 8,0
Снежно-ледовые участки (за каждые 100 м пути)
н/к (не глубокий

покров, фирн)

Снежный покров глубиной 10-25 см. Лед, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной 10-15 см. 2,0
1а (средний покров, фирн с оледенением) Раскисший или неплотный снежный покров глубиной 50-60 см и более. Лед с шероховатой поверхностью. 4,0
Пески (за каждые 100 м пути)
н/к (грядовые) Отдельные гряды или лунки песков 0,5
1а (сплошные) Сплошные участки ровных песков. 1,5
Растительный покров (за каждые 100 м пути)
н/к (лес легко-проходимый) Лес проходится по тропам или легко без них 0,5
1а (лес средне-

проходимый)

Наличие густо заросших участков, подлеска 1,0
1б (высокотравье) Скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, крутизна склона не менее 20 градусов. 2,0
2а (лес трудно проходимый) Много участков завалов, буреломов, глубокий мшаник и.т.д 7,0
2б (стланик,гари) Кедровый, березовый стланик, гари 8,0

Автономность

Показатель автономности (А) в велопоходе может быть как повышающим, так и понижающим категорию сложности в зависимости от его влияния на выполнение всех других параметров.

А = 1,4 — высокая степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 5 дней прохождения участка маршрута.

А = 1,0 — средняя степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 1 день похода.

А = 0,5 — неавтономные походы. Для случаев походов с механическим транспортом сопровождения или полным отсутствием полевых ночлегов.

Населённые пункты, не имеющие отделения связи (телефонов)  и магазинов, не учитываются. При подсчете среднего количества населенных пунктов на маршруте первый и последний дни в расчет не берутся. Промежуточное значение А между 1,0 и 1,4 определяется путем интерполяции.

При наличии на маршруте участков с различной степенью автономности средневзвешенное значение показателя автономности определяется по формуле:

А = А1*µ1 + А2*µ2 + … + Аn*µn (7)

где  А1, А2, …, Аn — показатели автономности отдельных участков маршрута, определяемые по таблице 11.

µ1, µ2, …, µn — доли времени, затраченного на прохождение этих участков (Тi) в общей продолжительности похода (Тф), определяемые как отношение:

µi =    Тi /


Таблицы 12. «Длины ПП при заданной КТ» для равнин, плато и нагорий.

Протяжённое препятствие
ПЕРВОЙ
категории трудности
(1,2–1,4 балла)
Таблица 12.1
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Плоская равнина с перепадами высот до 30 м;
Кпер= 0,8
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия,
Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами:
Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8 70-80 56-80 44-68 34-56 25-46 17-37 10-22 5-9
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 50-75 36-59 25-46 15-35 7-25 5-17 5-9
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 15-35 5-22 5-12
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок до 3 см.). 1,6 5-9
Протяжённое препятствие
ПЕРВОЙ
категории трудности
(1,2-1,4 балла)
Таблица 12.2
Характер местности и Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Слабопересечённая местность:
перепад высот 30-50 м;
средний уклон на подъёме до 4%;
не менее 3 подъёмов на 10 км пути;
Кпер=1,0
Среднепересечённая местность: перепад высот 50-100 м;
средний уклон на подъёме 4-6%;
не менее 2 подъёмов на 10 км пути;
Кпер=1,2
Сильнопересеч. местность: перепад высот 100-200 м; средний уклон на подъёмах более 6%;
не менее 1 подъёма на 10 км пути; Кпер=1,4
Коэффициент абсолютной высоты; Кв Коэффициент абсолютной высоты; Кв Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,0 1,1 1,2 1,3 1,0 1.1
Тип дороги (тропы), покрытия и Коэффициент дорожного покрытия, Кпк Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами:
Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8 50-75 36-59 25-46 15-35 7-25 5-17 5-9 25-49 14-33 5-22 5-12 7-25 5-14
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 20-40 9-27 5-17 5-8 5-17 5-6
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 5-8
Протяжённое препятствие
ВТОРОЙ
категории трудности
(1,5-2,3 баллов)
Таблица 12.3
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Плоская равнина с перепадами высот до 30 м;
Кпер= 0,8
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8 80 75-80 56-80 46-80 30-80 17-80 5-50
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 70-80 56-80 44-80 34-80 25-80 17-80 5-60 5-44 5-20
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 44-80 31-80 20-80 11-70 5-58 5-47 5-38 5-23 5-11
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 17-80 7-63 5-50 5-38 5-28 5-20 5-11
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 5-44 5-31 5-20 5-11
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 5-15 5
Протяжённое препятствие
ВТОРОЙ
категории трудности
(1,5-2,3 баллов)
Таблица 12.4
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Слабопересечённая местность: перепад высот
30-50 м; средний уклон на подъёме до 4%; не менее 3 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,0
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и

Коэффициент дорожного покрытия, Кпк

Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8 70-80 56-80 44-80 34-80 25-80 17-80 5-60 5-44 5-20
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 50-80 36-80 25-80 15-77 7-64 5-53 5-44 5-28 5-16
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 15-77 5-61 5-47 5-36 5-26 5-18 5-11
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 5-44 5-31 5-20 5-11
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 5-15 5
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5
Протяжённое препятствие
ВТОРОЙ
категории трудности
(1,5-2,3 баллов)
Таблица 12.5
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Среднепересечённая местность: перепад высот 50-100 м; средний уклон на подъёме 4-6%; не менее 2 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,2
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8 56-80 42-80 30-80 20-80 12-71 5-60 5-50 5-33 5-20
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 25-80 14-74 5-60 5-47 5-37 5-27 5-20 5-6
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 5-47 5-34 5-23 5-13 5
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 5-20 5-9
Протяжённое препятствие
ВТОРОЙ
категории трудности
(1,5-2,3 баллов)
Таблица 12.6
Характер местности и Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Сильнопересечённая местность: перепад высот 100-200 м; средний уклон на подъёмах более 6%; не менее 1 подъёма на 10 км пути; Кпер=1,4
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв
(для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8 34-80 22-80 12-71 5-58 5-47 5-37 5-28 5-14
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 7-64 5-49 5-37 5-26 5-17 5-10
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 5-26 5-15 5
Протяжённое препятствие
ТРЕТЬЕЙ
категории трудности
(2,4-3,7 баллов)
Таблица 12.7
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Плоская равнина с перепадами высот до 30 м;
Кпер= 0,8
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8 56-80
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 50-80 25-80
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 78-80 65-80 54-80 44-80 28-80 15-78 5-48
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 70-80 56-80 44-80 34-80 25-80 17-80 5-61 5-45 5-20
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 50-80 36-80 25-80 15-78 7-65 5-54 5-45 5-28 5-16
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 20-80 9-68 5-54 5-42 5-32 5-23 5-16
Протяжённое препятствие
ТРЕТЬЕЙ
категории трудности
(2,4-3,7 баллов)
Таблица 12.8
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Слабопересечённая местность: перепад высот
30-50 м; средний уклон на подъёме до 4%; не менее 3 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,0
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8 67-80 50-80 25-80
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 71-80 60-80 50-80 33-80 20-80 5-54
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 68-80 54-80 42-80 32-80 23-80 15-78 5-58 5-42 5-19
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 50-80 36-80 25-80 15-78 7-65 5-54 5-45 5-28 5-16
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 20-80 9-68 5-54 5-42 5-32 5-23 5-16
Протяжённое препятствие
ТРЕТЬЕЙ
категории трудности
(2,4-3,7 баллов)
Таблица 12.9
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Среднепересечённая местность: перепад высот 50-100 м; средний уклон на подъёме 4-6%; не менее 2 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,2
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8 78-80 67-80 56-80 39-80 25-80 5-61
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 67-80 54-80 43-80 33-80 25-80 11-71 5-54 5-28
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 54-80 40-80 28-80 18-80 10-69 5-58 5-48 5-32 5-19
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 25-80 14-75 5-61 5-48 5-38 1-28 5-20 5-7
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 5-54 5-40 5-28 5-19 5-10
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 5-23 5-12
Протяжённое препятствие
ТРЕТЬЕЙ
категории трудности
(2,4-3,7 баллов)
Таблица 12.10
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Сильнопересечённая местность: перепад высот 100-200 м; средний уклон на подъёмах более 6%; не менее 1 подъёма на 10 км пути; Кпер=1,4
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8 79-80 65-80 53-80 43-80 34-80 19-80 5-65 5-38
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 71-80 56-80 43-80 32-80 22-80 14-76 7-65 5-47 5-32 5-10
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 32-80 20-80 10-69 8-56 5-45 5-36 5-27 5-13
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 7-65 5-50 5-38 5-27 5-18 5-10
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 5-32 5-20 5-10
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 5-6
Протяжённое препятствие
ЧЕТВЁРТОЙ
категории трудности
(3,8-5,6 баллов)
Таблица 12.11
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Плоская равнина с перепадами высот до 30 м;
Кпер= 0,8
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 52-80
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 65-80 48-80 24-80
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 70-80 58-80 48-80 32-80 19-75 5-46
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 73-80 58-80 46-80 36-80 27-80 19-75 5-56 5-40 5-17
Протяжённое препятствие
ЧЕТВЁРТОЙ
категории трудности
(3,8-5,6 баллов)
Таблица 12.12
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Слабопересечённая местность: перепад высот
30-50 м; средний уклон на подъёме до 4%; не менее 3 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,0
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 58-80
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 62-80 46-80 22-79
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 70-80 58-80 48-80 32-80 19-75 5-46
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 73-80 58-80 46-80 36-80 27-80 19-75 5-56 5-40 5-17
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 52-80 38-80 27-80 17-72 9-60 5-49 5-40 5-24 5-12
Протяжённое препятствие
ЧЕТВЁРТОЙ
категории трудности
(3,8-5,6 баллов)
Таблица 12.13
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Среднепересечённая местность: перепад высот 50-100 м; средний уклон на подъёме 4-6%; не менее 2 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,2
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8 65-80
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 76-80 58-80 32-80
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 74-80 62-80 52-80 76-80 22-79 5-50
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 80 65-80 52-80 41-80 32-80 24-80 10-62 5-46 5-22
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 58-80 44-80 32-80 22-79 13-67 5-56 5-46 5-30 5-17
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 27-80 15-70 5-56 5-44 5-33 5-24 5-16
Протяжённое препятствие
ЧЕТВЁРТОЙ
категории трудности
(3,8-5,6 баллов)
Таблица 12.14
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Сильнопересечённая местность: перепад высот 100-200 м; средний уклон на подъёмах более 6%; не менее 1 подъёма на 10 км пути; Кпер=1,4
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8 70-80 71-80
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 80 70-80 51-80 36-80 13-67
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 74-80 61-80 49-80 39-80 30-80 16-71 5-54 5-28
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 70-80 54-80 41-80 30-80 21-79 13-67 6-56 5-39 5-25
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 36-80 23-80 13-67 5-54 5-43 5-33 5-25 5-11
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 8-60 5-45 5-33 5-23 5-14 5-7
Протяжённое препятствие
ПЯТОЙ
категории трудности
(5,7-7,9 баллов)
Таблица 12.15
Характер местности и Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Плоская равнина с перепадами высот до 30 м; Кпер= 0,8
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв
(для равнин, плато и нагорий)
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 78-80 48-80
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 78-80 58-80 43-80 19-65
Протяжённое препятствие
ПЯТОЙ
категории трудности
(5,7-7,9 баллов)
Таблица 12.16
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Слабопересечённая местность: перепад высот 30-50 м;
средний уклон на подъёме до 4%;
не менее 3 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,0
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв
(для равнин, плато и нагорий)
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 78-80 48-80
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 78-80 58-80 43-80 19-65
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 75-80 63-80 52-80 43-80 27-75 14-58 5-32
Протяжённое препятствие
ПЯТОЙ
категории трудности
(5,7-7,9 баллов)
Таблица 12.17
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Среднепересечённая местность: перепад высот 50-100 м; средний уклон на подъёме 4-6%;
не менее 2 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,2
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 52-80
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 65-80 48-80 23-71
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 70-80 58-80 48-80 32-80 19-65 5-37
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 73-80 58-80 46-80 36-80 27-76 19-65 5-46
Протяжённое препятствие
ПЯТОЙ
категории трудности
(5,7-7,9 баллов)
Таблица 12.18
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Сильнопересечённая местность: перепад высот
100-200 м; средний уклон на подъёмах более 6%;
не менее 1 подъёма на 10 км пути; Кпер=1,4
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 70-80
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 74-80 57-80 30-80
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 70-80 59-80 41-80 27-76 6-47
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 70-80 57-80 45-80 36-80 27-76 13-57 5-41 5-18
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 63-80 48-80 36-80 25-74 16-61 9-50 5-41 5-25 5-13
Протяжённое препятствие
ШЕСТОЙ
категории трудности
(8-10 баллов)
Таблица 12.19
Характер местности и Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Плоская равнина с перепадами высот до 30 м; Кпер= 0,8 Слабопересечённая местность:
перепад высот 30-50 м; средний уклон на подъёме до 4%; не менее 3 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,0
Коэффициент абсолютной высоты; Кв Коэффициент абсолютной высоты; Кв
2,4 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв
(для равнин, плато и нагорий)
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 67-80
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 67-80 78-80 60-80 33-67
Протяжённое препятствие
ШЕСТОЙ
категории трудности
(8-10 баллов)
Таблица 12.20
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Среднепересечённая местность: перепад высот 50-100 м; средний уклон на подъёме 4-6%;
не менее 2 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,2
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв
(для равнин, плато и нагорий)
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 67-80 39-74
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 78-80 67-80 48-80 33-67 11-39
Протяжённое препятствие
ШЕСТОЙ
категории трудности
(8-10 баллов)
Таблица 12.21
Характер местности и
Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Сильнопересечённая местность: перепад высот 100-200 м; средний уклон на подъёмах более 6%;
не менее 1 подъёма на 10 км пути; Кпер=1,4
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и
Коэффициент дорожного покрытия, Кпк
Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв
(для равнин, плато и нагорий)
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 79-90 49-80
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые «надолбы» поверх полотна дороги. 2,0 79-80 59-80 43-80 19-49
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 76-80 63-80 52-80 43-79 27-59 14-43 5-19

created with «hypho-o» by plazoo.com