Отчет о велосипедном походе 4 к/с по Марокко, совершенном с 22 декабря 2012 по 10 января 2013г.

Маршрутная книжка: 1/5-409
Руководитель: Шемятихин Дмитрий
+7 926 410 17 69
shemyatikhin@gmail.com

Содержание

1. Справочные сведения
1.1. Проводящая организация
1.2. Место проведения
1.3. Общие справочные сведения о маршруте
1.4. Подробная нитка маршрута
1.5.Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов
2. Расчет категории сложности
3. Участники
4. Интернет адреса хранения отчета и фото, видео материалов
5. Содержание отчета
5.1. Общая идея похода
5.2. Варианты подъезда и отъезда. Общественный транспорт.
5.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
5.4. Изменения маршрута и их причины.
5.5. График движения
5.6. Высотный профиль
6. Техническое описание прохождения маршрута
22 декабря. Москва — Лиссабон.
23 декабря. Лиссабон — Касабланка — Фес.
24 декабря. Фес. Автобусом до Рисани.
25 декабря. Рисани — Мерзуга.
26 декабря. Мерзуга — Рисани — Месиси — Альниф.
27 декабря. Альниф — пер. Тизи-н-Тайфст — Икниун.
28 декабря. Икниун — Тинегир — ущ. Тодра — Тамтетушт
29 декабря. Тамтетушт — Агудаль — пер. Тизи-н-Тимедуин
30 декабря. Пер. Тизи-н-Верз — Мсемрир — Бумальн.
31 декабря. Имлиль — приют 3200. Полудневка.
1 января. в. Тубкаль — Имлиль — Асни.
2 января. Асни — пер. Тизи-н-Тест.
3 января. пер. Тизи-н-Тест — Тарудант — Имигз
4 января. Имигз — Туфлаазат — Тигерман
5 января. Айт Абдулла — Тизогран
6 января. Джемаа — Тизнит — Аглу Пляж
7 января. Аглу Пляж — Легзира.
8 января. Легзира — Сиди Ифни
9 января. Эс-Сувейра.
10 января. Марракеш.
7. Итоги, выводы, рекомендации
8. Дополнительные сведения о походе
8.1. Характеристика средств передвижения, поломки и проколы
8.2. Ремонтный набор.
8.3. Аптечка
8.4. Стоимость проживания, питания, снаряжения, общественного транспорта.
9. Карты.

1. Справочные сведения

1.1. Проводящая организация

Федерация спортивного туризма г. Москвы

1.2. Место проведения

Страна Марокко

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина маршрута (вид туризма) Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общаяходовых дней
велосипедный 4 1020 15 13 22.12.2012–10.01.2013

1.4. Подробная нитка маршрута

Касабланка —(поезд)— Фес —(автобус)— Рисани — Мерзуга — Рисани — Месиси — Альниф — Ими-н-Изру — Кая-Брахим — пер. Тизи-н-Ули Усир — пер. Тизи-н-Тайфст — Икниун — пер. Тизи-н-Тикит — Тинегир — ущ. Тодра — Тизугарин — пер. Тизи-н-Тирерузин — Агудаль — пер. Тизи-н-Тимедуин — пер. Тизи-н-Верз — Мсемрир — р. Дадес — Бумальн —(такси)— пер. Тизи-н-Тичка —(такси)— Марракеш —(такси)— Имлиль — приют Refuge Toubkal — в. Тубкаль — Имлиль — Асни — пер. Тизи-н-Тест — Тарудант — Имигз — Туфлаазат — Тигерман — Айт Абдулла — Тизогран — Джемаа — Тизнит — Аглу Пляж — Легзира — Сиди Ифни —(такси)— Тизнит —(такси)— Эссувейра —(автобус)— Марракеш —(поезд)— Касабланка.

Дата   Заявленный маршрут км Пройденный маршрут км
24.12 1 Эрфуд — Мерзуга 54 по г. Фес
25.12 2 Мерзуга — Рисани — Месиси 96 Рисани — Мерзуга 38
26.12 3 Тагерумт — Альниф — д.р. Уэд Имариген 85 Мерзуга — Рисани — Месиси — Альниф 133
27.12 4 Инкиун — Тингир — ущ. Тодра 70 Альниф — пер. Тизи-н-Ули Усир — пер. Тизи-н-Тайфст — Икниун 66
28.12 5 Ущ. Тодра — Агудаль — ущ. Дадес 80 Икниун — пер. Тизи-н-Тикит — Тинегир — ущ. Тодра — Тамтетушт 87
29.12 6 Ущ. Дадес — Бумальн 120 Тамтетушт — пер. Тизи-н-Тирерузин — Агудаль — пер. Тизи-н-Тимедуин 62
30.12 7 Бумальн — Варзазат — Марракеш пер. Тизи-н-Верз — Мсемрир — р. Дадес — Бумальн — Марракеш — Имлиль 103
31.12 8 Марракеш — Имлиль — приют 60 + 12 Имлиль — приют Refuge Toubkal 12
01.01 9 Приют — в. Тукбаль — приют 5 Приют Refuge Toubkal — в. Тубкаль — Имлиль — Асни 19 + 14
02.01 10 Приют — Имлиль — Асни — д.р. Уэд-Нфис 60 Асни — пер. Тизи-н-Тест 81
03.01 11 Пер. Тизи-н-Тест — Тарудант 120 пер. Тизи-н-Тест — Тарудант — Имигз 117
04.01 12 Тарудант — Альма 65 Имигз — Туфлаазат — Тигерман 67
05.01 13 Тафраут — Джемаа 100 Тигерман — Айт Абдулла — Тизогран 82
06.01 14 Джемаа — Трасса N1 60 Тизогран — Джемаа — Тизнит — Аглу Пляж 91
07.01 15 N1 — Сиди-Ифни — Легзира 70 Аглу Пляж — Легзира 58
08.01 16 Легзира — Тизнит 70 Легзира — Сиди Ифни — Тизнит — Эссувейра 10
Итого 1100   1010

1.5.Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов

2. Расчет категории сложности

Из локальных препятствий был только простой брод скального выхода вдоль берега океана. ЛП = 2км.

Равнинные препятствия:

  Кпк Кв Кпр Кпер СГ Баллы КТ
Пустыня вокруг Мерзуги 1,6 1,05 1,35 0,8 1,1 2,0 II
Икниун — Тингир 1 1,22 1,55 1,04 1,1 2,2 II
Тигерман — Айт Абдулла — Тизогран — Джемаа 0,93 1,16 1,8 1,04 1,1 2,2 II
Аглу Пляж — Легзира 0,8 1,16 1,57 1,04 1,1 1,7 II
Легзира — Сиди Ифни 1,68 1,16 1,05 1,04 1,1 2,3 II

Горные препятствия:

  Кпк Кв Кнв Ккр СГ Баллы КТ
Альниф — Икниун 1,58 1,29 2,09 1 1,1 4,7 IV
Тизугарин — Агудаль — ущ. Дадес 1,22 1,48 2,15 1 1,1 4,3 IV
пер. Тизи-н-Тест (на юг) 0,8 1,33 2,17 1 1,1 2,5 III
Имигз — Туфлаазат — Тигерман 0,8 1,24 2,22 1 1,1 2,4 III

Сумма баллов П = 5 + 4,9 + 9 = 18,9.

Пробег за вычетом 70% асфальта сверх 600км равен
Lф = 600 + (1020 – 600) * 0,3 = 726км.

Интенсивность прохождения равна
I = (Lф + ЛП) * 1,2 * Tн / Tф * Lн = (726 + 2) * 1,2 * 13 / 13 * 600 = 1,456.

Автономность А = 1.

Категория сложности КС = П * I * А = 18,9 * 1,456 * 1 = 27,52 > 25

3. Участники


Шемятихин Д.Б.,
руководитель

Украинцев К.Ю., штурман,
видеооператор

Орочко Н.С.,
медик

Федоров Л.А., фотограф,
хронометрист

Кутузов И.В.,
завхоз

4. Интернет адреса хранения отчета и фото, видео материалов

трек первой части, трек второй части
Версия отчета для печати

5. Содержание отчета

5.1. Общая идея похода

Целью похода было посетить как можно больше различных интересных природных достопримечательностей Марокко. Хотелось побывать в пустыне, в частности, в песчаных дюнах, увидеть пальмовые оазисы, проехать ущелья Тодра и Дадес, покататься по Высокому Атласу, Антиатласу, искупаться в Атлантическом океане недалеко от г. Сиди-Ифни, на пляже с естественными арками. Кроме того представлялось возможным взойти радиально на высшую точку Серевной Африки г. Тубкаль (4165м). Также, уже вне похода, побывать в нескольких крупных марокканских городах: в Эс-Сувейре, Марракеше, Касабланке.

Песчаные дюны присутствуют в стране в двух местах — это эрг Чигага и эрг Шебби. Первый расположен вдоль южной границы недалеко от города Загора, он гораздо больше и безлюднее. Второй находится вблизи поселка Мерзуга, в юго-восточном углу страны, имеет форму капли размером 30х8 км. Вокруг большое количество гостиниц, предлагающих туры на верблюдах в центр дюн.

По нашим данным перевалы Высокого Атласа в январе могут быть закрыты снегом, причем он может начинаться на высотах от 2000м до 3000+м. В лыжном походе Кодыша в 2008г. во время одной из ночевок выпало около 20см на 2000, на несколько дней был закрыт основной перевал через Атлас Тизи-н-Тичка. С другой стороны, до этого у них снега практически не было до высот 3300-3500м. По этой причине планировать высокогорные велопрепятствия в это время года следует с осторожностью, с возможностью объехать. Таким образом, проезд к ущельям Тодра и Дадес с севера страны, из г. Бени-Меллаль вызывает опасения. Как оказалось на практике, туда ведет хорошая асфальтовая дорога, которую наверняка чистят зимой, и такой вариант вполне надежен.

Оба ущелья — Тодра и Дадес очень логично связываются несколькими способами — либо через г. Агудаль, с преодолением трех перевалов высотами 2700, 2900 и 2700, либо через более короткий и более низкий переход в районе г. Тизугарин. На картах ГШ имеется еще одна высокогорная дорога-тропа, но она обрывается около стенки каньона р. Дадес, и выглядит крайне ненадежно.

Нитка маршрута, прорисованная через упомянутые места, вышла порядка 1500км, что на 14-15 ходовых дней перебор, особенно с учетом развитого рельефа. Кроме того, два дня уйдет на радиальное восхождение на в. Тубкаль. В связи с этим было принято решение разделить маршрут на две части, и проброситься около 400км от Бумальна до Марракеша, либо сразу до Имлила, через асфальтовый перевал Тизи-н-Тичка с оживленным автомобильным движением. Таким образом получился маршрут, состоящий из двух частей. В первой после посещения пустыни путь шел через горы Сархро в Высокий Атлас, далее через ущелье Тодра в Агудаль, откуда двумя высокими перевалами в ущ. Дадес, и до г. Бумальна. Вторая часть начиналась в Имлиле с радиального выхода на в. Тубкаль, затем на велосипедах через Высокий Атлас малозагруженным перевалом Тизи-н-Тест, и далее через Антиатлас к Атлантическому океану.

5.2. Варианты подъезда и отъезда. Общественный транспорт.

Из Москвы в Касабланку дешевые билеты есть у авиакомпаний TAP Portugal и Turkish Airlines. До Марракеша выходило существенно дороже. Оба рейса с пересадками: TAP летает через Лиссабон, второй сегмент выполняется на маленьком самолетике Beechcraft 1900, Turkish Airlines — через Стамбул.

Как показала практика, в самолетик на рейсе Лиссабон-Касабланка большой багаж не входит, несмотря на уверения авиакомпании по телефону. Велосипеды на этот рейс вообще зарегистрировать заранее не удалось. В итоге на пути туда нам повезло: оба дневных рейса были из-за тумана заменены на один вечерний, более крупным самолетом, который вместил все велосипеды. Обратно же багаж доставили только через 5-7 дней, и, судя по биркам на нем, он летел через Мадрид. При перелете с велосипедами стоит заранее смотреть на тип самолета, и выбирать авиакомпании с большими лайнерами. Однако, стоит отметить высокое качество обслуживания в авиакомпании TAP. При перелете туда в Лиссабоне дважды выдавали талон на питание при задержке рейса на 7 часов. Обратно ждали вылета всего 2 часа, и также с питанием. Один из участников на обратном пути попал на overbooking, и летел следующим рейсом. Ему на ночь (на 8 часов!) выдали Шенгенскую визу и отель в Лиссабоне.

Внутри Марокко есть железнодорожный транспорт, развитая система междугородних атобусов, а также система такси.

Железные дороги имеют две линии: Марракеш — Касабланка — Кенифра — Мекнес — Фес — Ужида и Танжер — Мекнес. Ходят регулярно, постоянно опаздывают. В Фес нас привезли на полчаса позже. Билеты можно купить заранее, возможно, даже через интернет. Внятного расписания заранее найти не удалось, мы взяли буклетик на вокзале Марракеша (см. приложение). С собранными велосипедами категорически не пускают, причем не дают их даже поставить около здания вокзала. Видимо, местные жители сотрудников ж/д уже достали. Тем не менее, с запакованными для перелета байками нам никто слова не сказал.

Автобусы ездят по всей стране. Есть много разных компаний (Supratour, CTM). Некоторые линии очень длинные, например, Фес — Рисани, либо Агадир — Касабланка. Ночные рейсы также имеются. Билеты продаются в офисах, местные, как правило, знают, где они расположены. С велосипедами проблем нет, если садиться в автобус на станции, где он формируется. Их можно даже не разбирать. Проходящий же автобус, как правило, забит багажом, и освободить целый отсек за короткую стоянку нереально. На мелких станциях автобус может высадить пассажира даже не останавливаясь.

Такси делятся на маленькое (petit taxis).и большое (grand taxis). Первое ездит только по городу, даже если он мал. За город выезжать не соглашаются и за приличные деньги. По-видимому, у них это как-то регулируется. Большое такси должно иметь разрешение ездить по требуемому направлению. Иногда удается это разрешение получить на месте, как у нас при переезде из Бумальна. Местные используют большое такси как маршрутки, забиваясь по 6 пассажиров в мерседес-седан, либо еще больше, если имеется третий ряд кресел. Багаж ездит на крыше (крепление называется porte baggage). Чем дальше от крупных городов, тем охотнее таксисты крепят на крышу все, что потребуется, например, пять велосипедов. За дальние поездки (>150 км) цена, на наш взгляд, выше, чем за две короткие. Скорее всего, они на обратном пути тоже берут пассажиров. Издалека же это проблематичнее. Если пользоваться этим видом транспорта, надо быть готовым к длительным переговорам на французском о цене, машине, времени выезда. Все таксисты хотят плату вперед. Один раз нам удалось договориться о частичной оплате по месту прибытия.

Таким образом, реально заброситься практически в любое место страны без предварительных договоренностей с водителями. Выброску же желательно осуществлять из более-менее крупных городов, либо быть готовым ехать с парой пересадок.

Мы заезжали от аэропорта Касабланки до Феса с пересадкой в Касабланке (станция Casa Voyageurs) на последнем ночном поезде (электричке). Затем на следующий день ночным автобусом забросились в Рисани. При этом дважды проехали перегон Фес — Мекнес, и это оказалось оправданным, так как ночью с пятью велосипедами загрузиться в заполненный автобус было бы нереально. Кроме того, медина Феса интереснее, чем в Мекнесе.

Выбирались из Сиди-Ифни на такси в два приема: Сиди-Ифни — Тизнит и Тизнит — Эс-Сувейра. Затем последним вечерним автобусом до Касабланки (отправление в 17:30; есть еще ночной от Supratour, около часа ночи), и оттуда утренней электричкой до аэропорта, опять же с пересадкой в Касабланке (на Casa Voyageurs).

5.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

В случае серьезной аварии, предполагалось связываться по телефону с полицией, а также турклубом посредством сотовой связи. Сотовые вышки стоят везде, связью покрыта практически вся страна, в том числе и горы.

В остальных случаях, когда группа могла выбраться самостоятельно, либо в случае тяжелых погодных условий, выбрасываться было возможно из любого более-менее крупного города, которые мы проезжали практически каждый день.

На случай отставания от графика было предусмотрена срезка двух последних дней по асфальту напрямую до финиша в г. Тизнит.

Самым же существенным местом, для которого требовалось продумать запасные варианты, была связка перевалов из ущелья Тодра в долину реки Дадес. Дело в том, что на высоте 2500-3000м может в это время лежать снег, а малозначимая грунтовая дорога вряд ли будет расчищена техникой. Лезть же 50-100км пешком неразумно. Между этими ущельями существует еще одна дорога, пониже и покороче, в районе города Тизугарин. Она и стала запасным вариантом. В случае же, когда и эту дорогу завалит снегом, планировалось спуститься в Тинегир, и ехать до Бумальна по трассе. При этом заезд в каньон р. Дадес по возможности.

Другое высотное препятствие — пер. Тизи-н-Тест, скорее всего расчищают после снегопадов.

Что касается восхождения на в. Тубкаль, то запасным вариантом на случай тяжелой погоды, либо слишком сложного подъема, был вариант туда просто не ходить.

5.4. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут прошли полностью за исключением петли Джемаа — трасса N1 — Сиди-Ифни. Вместо этого скатились к Тизниту, откуда доехали до Сиди-Ифни плановым треком, но в другую сторону. Таким образом получился более линейный маршрут, но с чуть более трудной выброской из Сиди-Ифни, а не из Тизнита, как предполагалось.

В Антиатласе даже не слишком часто используемые дороги закатаны в асфальт, в частности, запланированная петля. На перекрестке спросили местных, и те подтвердили, что до Сиди-Ифни хороший асфальт. Ездить лишний день по асфальту по однообразным холмам Антиатласа не захотелось.

Кроме того, из-за задержки самолета, был потерян один день, который прогуляли по Фесу. По графику на переезд из Бумальна в Марракеш и дальше в Имлиль был заложен целый день. В действительности удалось найти такси в ночь, таким образом потерянный день был возвращен.

5.5. График движения

День Дата Маршрут км (гр. / асф.) Набор (+ / -) Высота ночевки Характер дорог Погода ЧХВ
1 25.12 Рисани — Мерзуга 38 (21,8 / 16) +56 / -40 760 каменистая плоская пустыня, встречаются участки глубокого песка ясно, днем +25, ночью +5 2:44
2 26.12 Мерзуга — Рисани — Месиси — Альниф 133 (14 / 119) +555 / -345 940 каменистая пустыня, песок. Отличная асф. дорога ясно, днем +25, ночью -9 6:14
3 27.12 Альниф — пер. Тизи-н-Ули Усир — пер. Тизи-н-Тайфст — Икниун 66 (66 / 0) +1473 / -573 1850 Каменистые грунты, камни на грани проезжаемости, хорошие грунты +25 / -7 6:27
4 28.12 Икниун — пер. Тизи-н-Тикит — Тинегир — ущ. Тодра — Тизугарин 87 (45 / 42) +902 / -940 1820 Отличные грунты, асфальт от Тинегира +25 / -5 5:46
5 29.12 Тизугарин — пер. Тизи-н-Тирерузин — Агудаль — пер. Тизи-н-Тимедуин 62 (19 / 43) +1375 / -515 2680 Асфальт. За Агудалем каменистые грунты, в районе перевала снег и грязь на грани проезж. +20 / ?. Сильный встреч-ный ветер 5:42
6 30.12 пер. Тизи-н-Верз — Мсемрир — р. Дадес — Бумальн — Марракеш  — Имлиль 103 (19 / 84) +814 / -1820 1700 Каменистые грунты, асфальт +20 / ? 6:58
7 31.12 Имлиль — приют Refuge Toubkal 12 +1440 3200 Тропа, непроезж. +20 / ? 3:34
8 01.01 Приют Refuge Toubkal — в. Тубкаль  — Имлиль — Асни 33 (19 / 14) +1030 / -3115 1190 Тропа, снег, фирн. Движение в кошках. На горе -4, сильный ветер. Внизу +16 8:00
9 02.01 Асни — пер. Тизи-н-Тест 81 (0 / 81) +1730 / -800 2020 Асфальт +20 / -3 5:34
10 03.01 пер. Тизи-н-Тест — Тарудант — Имигз 117 (0 / 117) +133 / -1877 290 Асфальт +27 / +8 5:54
11 04.01 Имигз — Туфлаазат — Тигерман 67 (0 / 67) +1792 / -462 1620 Асфальт +20 / +3, сильный встречный ветер 6:28
12 05.01 Тигерман — Айт Абдулла — Тизогран 82 (0 / 82) +1200 / -1745 1070 Асфальт +20 / +5 5:59
13 06.01 Тизогран — Джемаа  — Тизнит — Аглу Пляж 91 (8 / 83) +638 / -1708 20 Асфальт +25 / +10 5:45
14 07.01 Аглу Пляж — Легзира 58 (5 / 53) +670 / -670 0 Асфальт. Песчаный пляж. +25 / +10 3:39
15 08.01 Легзира — Сиди Ифни — Тизнит — Эссувейра 10 (0 / 10) +184 / -130   Асфальт +25 0:56

5.6. Высотный профиль

Километраж и высота дается по треку, записанному с шагом 150м. Вертикальными полосами весь путь разделен на дни.



6. Техническое описание прохождения маршрута

Километраж дается по треку. ЧХВ и набор высоты рассчитан программой.

22 декабря. Москва — Лиссабон.

Вылетели из московского аэропорта Домодедово в Касабланку стыковочным рейсом TAP Portugal через Лиссабон. Велосипеды были разобраны (рама + вилка + колеса) и упакованы максимально компактно. За багаж с нас денег не взяли, хотя по меркам, указанным на сайте авиакомпании, это был негабарит (более 158см по сумме трех змерений) у нас же вышло 170-180см. Рейс немного задержали, поэтому мы прибыли в Лиссабон после 10 вечера. Виз в зону Шенгена не было, и мы заночевали на ковриках в спальниках, расположившись на полу и на подоконниках. Зато выспались

23 декабря. Лиссабон — Касабланка — Фес.

Утром лег густой туман, вылет нашего самолетика отложили на неопределенный срок. Надо отдать должное компании ТАР за ваучеры на бесплатное питание (сначала на 6, потом на 16 евро). За эту сумму удалось поесть неплохо приготовленных осьминогов и вареной картошки. В итоге авиакомпания заменила два дневных рейса до Касабланки на один, большим самолетом.

В аэропорту познакомились с марокканцем и итальянской парой. Они посоветовали ехать в Рисани через Фес, а не Мекнес, как планировали изначально. Во-первых, это конечная автобуса, и сесть в пустой будет проще. И, во-вторых, сам город гораздо интереснее. Впритык успели на последний поезд в 22.00 из аэропорта до Феса (с пересадкой в Касабланке в 22:45, станция Casa Voyageurs. по 110 дирхам с человека).

24 декабря. Фес. Автобусом до Рисани.

Прибыли в Фес в 2.30 ночи. Искать гостиницу в такое время с упакованными велосипедами в незнакомом городе не было сил, поэтому легли спать на вокзале на ковриках. Охрана к этому отнеслась доброжелательно.

Проснулись примерно в 8 утра, собрали велосипеды за 1,5 часа и поехали первым делом искать автовокзал компании СТМ, чтобы купить билеты на ночной автобус. Проезд от Феса до Рисани с велосипедами в багажном отделении обошелся в 145 дирхам с носа. Напротив автовокзала мы съели первый в своей жизни тажин за 25 дирхам (национальное блюдо берберов, которое представляет собой тушеное мясо либо рыбу с картофелем или рисом и овощами), еще закупились мандаринами по 5 дирхам за кг.

Пока завтракали, почитали в путеводителе о Фесе и решили первым делом посмотреть Медину 9 века (включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО). Медина Феса — одна из крупнейших пешеходных зон в мире — представляет собой лабиринт из почти десяти тысяч узких улочек, со всех сторон окруженных средневековой стеной, на которую мы пару раз случайно наткнулись. Для экзотики мы пару раз пытались свернуть с основных улочек, кишащих людьми, где торговля идет полным ходом, на пустынные боковые. Но пройти с велосипедами по ним далеко нам не удавалось, потому что улицы были столь узкими, что в проеме между стенами застревали рули, и приходилось давать задний ход. С велами там явно делать было нечего. В одном месте был выход на крышу, и какой-то араб предложил провести нам экскурсию за небольшую плату. Теперь мы смотрели на этот "муравейник" сверху, из самого его центра. На двух диаметрально противоположных холмах за городом стояли крепости: северная и южная. Cначала съездили на южную, а на северную забрались только на закате.

Торговцы в Фесе — активные и назойливые. Создалось ощущение, что все тут полиглоты, в основном дети. Знание английского здесь скорее средство к существованию, чем необходимость или же признак образованности

В Фесе нас ожидала и первая поломка. У Лёни рассыпался подшипник нижнего ролика заднего переключателя. Пришлось снять ролик с запасного заднего переклюка и заменить.

В 21.00 погрузились в автобус до Рисани. Ночью, во время переезда через горы, вокруг все было в снегу. И это на той высоте, где снега по идее вообще не должно было быть! У нас закрались серьезные опасения за основную часть маршрута, где перевалы были под 3 тысячи метров.


1. Вокзальная площадь Феса

2. Медина Феса, вид с крыши

3. Медина Феса

4. Медина Феса

5. Медина Феса

6. Медина Феса

7. Медина Феса

8. Вид на медину с южной крепости Феса

25 декабря. Рисани — Мерзуга.

38 км+56м / -40мВысота ночевки 760мясно, днем +25, вечером +52:44

В 6.30 вышли на конечной остановки автобуса в Рисани. Еще совсем темно. Жизнь начинается с рассветом. Отъехали к ближайшей заправке, дождались ее открытия, купили бензина для горелки (назывался меланж). За 1,5 литра отдали 20 дирхам. Перекусили в местной кафешке рядом с автобусной остановкой. С утра в наличии омлета и чай. Водопровода там не было, посуду споласкивали в тазу, затем протирали тряпкой.

Выехали из города по асфальту в сторону Мерзуги около 8 утра, через 16 км (N31 15.803 W4 09.101) сошли с асфальта и поехали просто по твердой пустыне с разнокалиберными камнями. 22 км езды по Сахаре пролетели с большим удовольствием. В 11.46 добрались до гостиницы, где нас ждал горячий чай и душ.

В 16.10 оседлали караван верблюдов и выдвинулись в пустыню на ночевку. Велосипеды оставили в гостинице. За час с небольшим добрались до бутафорского поселения берберов, кинули вещи и быстро, на закате, побежали на самый высокий бархан. Тренированная группа может забежать на него за 20 минут. Огромные дюны в косых лучах солнцах и цветной закат в пустыне впечатлили. Спускались при лунном свете.

По программе экскурсии в берберском поселении на ужин нас ждал традиционный тажин и барабанные ритмы у костра. Из рассказов обслуживающего нас бербера запомнилось только то, как образовались окружавшие нас дюны. Оказывается, они являются фактически озером. Пески пропитаны водой, за счет чего стабильны и не движутся. Самые высокие из дюн достигают тут 150м. Воду добывают из колодцев либо скважин.


9. Выезд из Рисани.

10. По пути в Мерзугу

11. Колея в пустыне

12. В пустыне.

13. Пустыня. Вдали Эрг Шебби.

14. Экскурсия

15. Экскурсия

16. Тень от нашего каравана

17. В песках. Эрг Шебби.

18. Эрг Шебби

19. Эрг Шебби

20. Берберские палатки.

26 декабря. Мерзуга — Рисани — Месиси — Альниф.

133 км+555м / -345мВысота ночевки 940мясно, днем +25, вечером -96:14

Встали в 6:45. Побежали встречать рассвет в сторону того же ближайшего высокого бархана.

В 8:28 выехали обратно на верблюдах другим путем, через час позавтракали в гостинице. Быстро собрались, стартуем в 10:20, берем азимут на асфальтовую дорогу Мерзуга-Рисани. Едем по колеям, ведущим в нашем направлении, хотя можно и без них.

До Рисани по асфальту шли колонной со скоростью 30км/ч. В 12:20 случайно остановились у магазина с окаменелостями и минералами (N31 17.535 W4 10.967). Здесь мы закупились красивыми камнями для наката на всю оставшуюся часть похода. В продаже искусно окрашенные расколотые жеоды кварца, пустынные розы, поделки с аммонитами. В 12:40 вернулись в Рисани. По улицам катаются топлы детей на велосипедах. Такого количества коллег сразу мы нигде в Марокко больше не встречали. Закупились продуктами на ход.

От Рисани до Альнифа идет прямая хорошая асфальтовая дорога. Трафика почти нет. На придорожных столбиках-указателях встречаются Загора и Сиди-Ифни.

После перекуса в Рисани нам предстояло преодолеть еще 90 км асфальта. Ехали бреветом друг у друга на колесе. Весб день придерживались четкого графика движения — 15 минут отдыха через 40 езды, затем 5 через 20. Постепенно начался плавный, едва заметный набор высоты.

В 18:30, уже в при луне, въехали наконец в Альниф, сели в кафешке и заказали тажин. Закупились едой, Ближайшее место с магазинами — город Икниун, который по плану завтра к вечеру.

После ужина отъехали 8 км от города на юг до первого грунтового поворота на Ими-н-Изру, где и встали на ночевку в 300 метрах от дороги в каменистой степи. 21:56 отбой


21. В пустыне

22. В пустыне

23. Дорога Рисани — Альниф

24. Магазин минералов около Рисани

25. Колючки

26. В пустыне

27. Место ночевки

27 декабря. Альниф — пер. Тизи-н-Тайфст — Икниун.

66 км+1473м / -573мВысота ночевки 1850мясно, днем +25, вечером -76:27

5.30 подъем дежурных. С утра сварили кус-кус, который мгновенно провалился, как будто его и не было. В дальнейшем перешли на рис с мясом и макароны с сыром.

Выход в 7:20. Перед выходом, во время проверки багажников, обнаружили сорванную резьбу на бонках крепления "усов" багажника к раме. Нарезали поверх более крупную резьбу M6 стальным болтом.

Сразу от места ночевки начался плавный набор высоты. Быстро, по каменистой пустынной местности, доезжаем до поселка Ими-н-Изру. Магазина нет. За поселком имеется всего одна заметная развилка в точке (N 31? 7,9739', W 5? 23,1971), на которой имеется указатель на Икниун, город, куда мы едем. На имеющихся у нас картах (ГШ 2км и OSM) подобной дороги нет. Едем по треку, тем более, что туда грунтовка мощнее.

По пути проезжаем через ряд оазисов. Местные занимаются земледелием. Дорога постепенно переходит в крутой набор. Покрытие неприятное, каменистое, ехать с трудом, но можно. Встретили местного на мотоцикле, который на ломаном французском пытается объяснить, что здесь на Икниун дороги нет, и нам нужно спуститься пару километров обратно, откуда мы приехали и повернуть направо. Сказал, что нас ждут камни. С другой стороны, не может же дорога совсем закончиться.

В 10:10 заползаем на первый перевал (N31 07.682 W5 30.476, 1712м). Он даже отмечен приличной стеллой. Дорога спускается к небольшому оазису, после которого превращается в тропу среди камней. Вниз ехать практически везде можно, вверх и по ровному — скорее нет. В конце спуска выкатываемся в русло реки, вода прозрачная. Проходим / проезжаем по тропе в живописном каньоне до нескольких домов, где дорога на перевал уходит тропинкой на север. На склоне горы виден серпантин предстоящего подъема. Начало эго хорошо завалено, тем не менее, отыскать среди камней правильную тропинку не составило труда. Сам серпантин проходим пешком. Вниз же здесь можно катиться.

Наверху (N31 08.953 W5 30.887, 1840м, 13:37), пока собираемся и отдыхаем, встречаем женщину с двумя детьми, пасущую коз. Жестами попытались выяснить, чего ожидать дальше, но безрезультатно. С ее стороны были попытки предложить нам ребенка (отдать или продать, не знаю). С перевала виден серпантин следующего.

После непродолжительного спуска проезжаем еще несколько обитаемых домов. Там же есть вода (N31 09.349 W5 30.687, 1800м). В этой точке на развилке налево, на север. Серпантин становится проще, и к седловине перевала выполаживается, садимся в седло. Наверх выкатываемся в 14:25. (N31 09.649 W5 30.596, 1900м). В интернете в одном французском отчете найдена точка, названная Тизи-н-Ули-Усир (Tizin Ouli Ousir). Скорее всего, так называется этот перевал. С него по скотопрогонной тропе скатываемся по камням (один участник прошел часть спуска пешком) до отличной грунтовой дороги почти без камней (14:44, N31 10.068 W5 30.427, 1814м). Как проходит эта дорога, остается догадываться. Два возможных варианта приведены на фрагменте карты.

Практически сразу начался спуск в долину с небольшим поселком. По-видимому, при желании там можно приобрести продукты. Далее через несложный перевал спускаемся к мощному грейдеру. Что из последних двух "торчков" (15:52, 1958м, N31 09.937 W5 34.920 или 16:39, 1949м, N31 10.453 W5 38.622) является Тизи-н-Тайфстом, сказать сложно, а у местных спросить не удалось.

По грейдеру делаем небольшую радиалку (~1км) на юг в Икниун, где закупаемся продуктами и водой на ночевку и на половину завтрашнего дня (магазин 1936м, N31 10.235 W5 40.445).

В 19:00 встаем на ночевку в русле реки за спуском, который начался в нескольких км после города. Наш лагерь был быстро обнаружен местным ребенком, однако он практически сразу ушел. Ночью холодно гулять.

Наломали сухого тростника, разожгли костер. На ужин рис с мясом, чай, мандарины.


28. Дорога от Имин-Изру

29. Оазис по пути на перевал 1710

30. Там же

31. На пер. 1710

32. Дорога испортилась

33. Там же

34. Там же

35. Там же

36. Там же

37. Там же

38. Подъем на второй перевал

39. Хорошая дорога на Икниун

40. Место ночевки

28 декабря. Икниун — Тинегир — ущ. Тодра — Тамтетушт

87 км+902м / -940мВысота ночевки 1820мясно, днем +25, вечером -55:46

Ночью и утром -9..-10?С, вся палатка изнутри покрыта коркой льда. С утра Лёня организовал массовую зарядку, помогает согреться спросонья.

У одного багажника с утра обнаружили слом по сварке вблизи задних стоек, не критичный. Туго замотали тонким репшнуром.

Вышли поздно, в 8 утра. Солнце уже взошло, но прячется за горами. Холодно. Только в 8:48 остановились переодеться.

На первой же развилке ушли с грейдера налево, на срезку (1861м, N31 12.776 W5 37.379). Очень приятная гладкая грунтовая дорога, с легким спуском. Местами удается разгоняться до 40 км/ч. Возвращаемся на грейдер в точке (1773м, N31 17.724 W5 35.646). Спускаемся по довольно крутой дороге на запад до развилки, где поворачиваем на север.

В 9:25 заезжаем на пер. Тизи-н-Тиките (1788м, N31 19.255 W5 35.881). С него достаточно крутой спуск почти без серпантина. В нескольких местах работают строители. Возможно, через несколько лет ее закатают в асфальт, по крайней мере сейчас ширины дороги достаточно для полутора-двух полос.

Во время спуска колючкой пробивает одно колесо, меняем камеру.

Внизу ожидает довольно живописная равнина. Ближе к городу появляется большое количество колей, зачатую, более удобных, чем грейдер. В 12:06 добираемся до центральной площади города (1311м, N31 31.228 W5 31.998). Там же находится автозаправка. Магазинчики и рынок расположены юго-восточнее, метрах в ста. Обедаем йогуртами, хлебом, печеньем в красивом парке.

В 13:32 выдвинулись в сторону города Агудаль, через каньон реки Тодра. 14:30 остановились у дороги на берегу, чтобы постираться и немного просушить палатки и спальники. От города идет живописная асфальтовая дорога. Открывается вид на Тинегир и большую пальмовую рощу.

Каньон впечатлил. На входе река зажата между вертикальными 200-300-метровыми красными стенами. Популярное место среди скалолазов. Течет полноводная река. Узкий каньон (фото 54, 55) продолжается несколько сот метров, дальше стены становятся более пологими, но все равно красиво (фото 56).

В 16:25 проезжаем город Тамтетушт (1748 м, N31 40.071 W5 33.071). Еду везем из Тинегира, покупаем только воду.

17:11 остановились на ночевку в открытом поле, отъехав от основной дороги метров 300. Отметили день рождения Наташи: пили по каплям ром и пели песни. Опять холодно, ниже нуля. Идеально чистое, сумасшедшее звездное небо, как впрочем и во все остальные ночи в Марокко. Полнолуние.


41. Грунтовка севернее Икниуна

42. Там же

43. На перевале Тизи-н-Тикит

44. Тинегир

45. Тинегир

46. Тинегир

47. Тинегир

48. Тинегир

49. Тинегир

50. Уд. Тодра

51. Дорога по каньону в Тамтетушт.

52. Дорога в Агудаль

29 декабря. Тамтетушт — Агудаль — пер. Тизи-н-Тимедуин

62 км+1375м / -515мВысота ночевки 2680м+20, С. ветер. вечером -35:42

С утра выехали в 07:15. Череда поломок закончилась, все притряслось.

До Агудаля проложен асфальт. Местные сказали, что он идет до Имильчиля, фактически через весь Высокий Атлас.

Дорога довольно быстро перешла в набор. Одновременно подул сильный встречный ветер. В 9-10% уклон, когда серпантин поворачивал против ветра, пришлось идти пешком. Снег встречается только маленькими островками, по кулуарам северных склонов. Можно его топить, не возить воду, тем более, что следующая ночевка высоко.

В 11:18 доехали до перевала Тизи-н-Тирерузин (2679м, N31 52.372 W5 28.532). Пока строились для группового фото, навстречу приехал итальянский автопробег на старых ситроенах. Пообщались с ними минут 15.

На спуске встречный ветер покататься не дал. Спускались на скоростях 20-25 км/ч, с помощью педалями. В город прикатили в 13:00. В кафешке выпили чай, зарядили немного видеокамеру, умылись. Чуть дальше с трудом нашли магазин, похожий на лавку старьевщика. Нашли рис, сыр, печенье, немного воды на ход. Следующий магазин будет только в Мсемрире через два грунтовых высоких перевала. Местные по-французски почти не говорят, может быть, один из десяти. Выяснили, что наверху "много снега", но решили попробовать прорваться, так как на высоте 2700 не так далеко от Агудаля снега почти не было.

От поселка выехали в 13:54 по приятной каменистой грунтовке. Недалеко от поселка проезжаем ручеек (2394м, N31 59.140 W5 31.520). Справа от дороги пустой кемпинг, не сезон.

На первый перевал заехали практически везде в седле в 15:27. (2723м, N31 57.588 W5 35.561). Открывается вид на следующий. Снег есть, но не слишком много. Дорога дальше идет по северному борту долины, приходиться проходить пешком заснеженные участки. На противоположной, солнечной стороне видна чистая колея, но на нее перебираться поздно. На перевал Тизи-н-Тимедуин так и зашли пешком (16:18, 2798м, N31 57.146 W5 37.085). Опять дует ветер, и опять в лицо. Удивительная страна! Утром ехали практически в противоположном направлении.

На спуске с перевала попали в подболоченную талым снегом долину. Грязь забила просвет вики и перьев, велосипеды тащим пешком, частично волоком, рядом с колеями. Кругом ручьи, мокрый снег. Долина очень широкая и пологая, гуляет ветер, прохладно. Очень удачно в 17:06 находим крытый загон для скота, где в жилую зону поместились обе палатки. До перевала Тизи-н-Верз не так далеко, зато тут тепло, не дует, ровно и есть вода. К тому же Лёня багажником выбил три спицы из заднего колеса.

Отбой в 20:50.


53. Место ночевки

54. город Агудаль

55. Дорога от Агудаля в сторону пер. Тизи-н-Тимедуин

56. Дорога на пер. Тизи-н-Тирерузин

57. На плато перед пер. Тизи-н-Верз

58. Место ночевки

59. Нашли грязь со снегом :)

60. Плато 2600 около места ночевки

61. Плато 2600 около места ночевки

30 декабря. Пер. Тизи-н-Верз — Мсемрир — Бумальн.

103 км+814м / -1820мВысота ночевки 1700м+20, Ю. ветер6:58

Ночью действительно было тепло, вода не замерзла. На улице тоже терпимо. По-видимому, погода тут по ночам меняется очень быстро, в зависимости от ветра.

Выдвинулись ровно в 7:00.

Подъем на перевал пологий, полностью проезжается в седле, даже не смотря на снег, который лежит местами в колее. Акклиматизацию на 3 тысячах все прошли нормально. В 8:11 залезли на перевал Тизи-н-Верз (2905м, N31 54.725 W5 39.721).

Спуск по солнечной стороне хребта. Очень пологий, ровный (5%). Не надо ни крутить, ни тормозить. Слева по ходу вдали глубокое ущелье. Под конец серпантином над притоком р. Дадес. Спустились к асфальту в 9:45 (2092м, N31 50.084 W5 45.618), по пути встретили простой проезжаемый брод. На дороге встречаются плохо различимые ледяные полосы.

Река падает с приличным уклоном: 7,5м на 1 км. Дорога в целом идет так же, но постоянно забирается на стены долины, с перепадами вплоть до 100м. Особенно это утомляло под конец дня, вблизи Бумальна.

Вдоль реки практически непрерывно встречаются дома. Крупный город только один — Мсемрир (N31 41.815 W5 49.044), его проехали в 11:20 утра. Стоит остановиться, со всех сторон бегут дети. Кроме того, у них популярное развлечение — кидать в проезжающих велосипедистов, и в машины обручи, мячи и т.п. Однажды пытались кинуть в нас большим куском льда, намерзшего на луже. Ниже каньонов дети ведут себя спокойнее.

Два основных подъема по дороге к Бумальну связаны с обходом потрясающе красивого каньона реки. Первый (верхний) начинается с крутого серпантина вверх (11:45, 1984м, N31 39.879 W5 49.836). Затем дорога идет по правой стенке каньона. Поначалу ехать рядом с пропастью немного не по себе, но быстро привыкаешь. Относительно много туристов. Вдоль дороги ходят мальчишки, продают окаменелости.

В 13:20 остановились на полчаса в кафе выпить чая.

Второй (нижний) каньон (14:20, N31 31.817 W5 55.517) совершенно не похож на первый. Тут река пробила очень узкий ход в скалах, куда не поместилась даже дорога. Ее пробили по верху. На высшей точке имеется ресторан и гостиница, напоминающие ялтинское Ласточкино гнездо, только на стене ущелья. Оттуда по стене вертикально вниз ведет пожалуй один из самых красивых серпантинов Марокко.

В 16:15 доехали до города Бумальн, откуда необходимо было добираться транспортом до Марракеша. По расписанию имеется автобус, отправляющийся в 18:00. Касса закрыта, и гарантии, что возьмут с велосипедами, нет. На центральной площади несколько марокканцев, владеющих английским, ловят всех туристов, ведут в ресторан и гостиницу неподалеку. Они также договорились с такси до Имлиля за 1750 Дх. До Марракеша сторговались за 1300 Дх. Довезти обещали до недорогой гостиницы. Надо отдать им должное, что кафешка оказалась действительно вкусной и недорогой, и плата за такси, как оказалось впоследствии, тоже разумной.

В 18:30 выехали из Бумальна со всем скарбом и велосипедами на одной легковой машине. Водитель предварительно заехал в полицию получить разрешение. Кроме того нас несколько раз останавливали на трассе на границах областей. По-моему, водитель документов не показывал, обходилось разговорами на арабском.

31 декабря приехали в 01:11 в Имлиль, где заселились в гостиницу L'etoile de toubkal. Номер на 5 человек с завтраком обошелся в 400 дихрам. Там же на первом этаже оставили велосипеды. Хозяин предлагал разные варианты восхождения на гору: с гидом, с ослами, которые могут затащить наши вещи наверх, предлагал размещение в приюте со всеми удобствами. Мы обошлись резервированием кошек. Оставили ему 50% задаток за них. Сам отель неплохой, с красивым интерьером, однако горячей воды так из крана мы и не дождались. Отбой в третьем часу ночи.

Забегая впред, кошки лучше либо вообще не резервировать, брать сразу наверху, либо резервировать самостоятельно через интернет, либо брать в прокат снизу и нести наверх самостоятельно. Доверять такие вещи хозяину отеля не стоит, он сделал телефонный звонок и пообещал, что мы наверху в приюте собираемся жить, хотим заказать ужин, завтрак и т.п. за весьма приличные деньги (~500Дх с человека).


62. Подъем на пер. Тизи-н-Верз

63. Группа на перевале

64. Каньон р. Дадес. Дорога идет по его борту

65. Простой брод

66. В долине р. Дадес

67. ущ. реки Дадес

68. Типичная населенка

69. Каньон р. Дадес. Панорама с дороги.

70. Там же

71. Каньон р. Дадес

72. Серпантин по борту каньона

73. Перед Бумальном

74. Бумальн

75. Погрузка велосипедов

31 декабря. Имлиль — приют 3200. Полудневка.

12 км пешком+1440мВысота ночевки 3200мясно, днем +203:34

Подъем в 9 утра, завтрак в гостинице. У них принято кормить хлебом с вареньем, плавленным сыром, оливками. Ну и чай, кофе.

В Имлиле видели большой междугородний автобус, имеется большое количество разнообразных магазинов, в частности, разнообразной снаряги. Встречали горелки и газ в баллонах.

Стартовали в 11:25. Высота 1710м.

От города дорога поднимается сначала серпантином, затем идет по каменистому руслу реки. Здесь надо перейти на левый по ходу борт долины, тропа наверх начинается с точки (1964м, N31 06.912 W7 55.204), где были в 12:22. Дальше идет равномерный подъем по каменистой тропе. В принципе, вниз можно даже ехать :. От Имлиля до приюта около 12 км ходу. По пути, на слиянии реки и ручья, имеется деревушка торговых лавок (2383м, 05.825 W7 54.784), затем, уже практически в прямой видимости приюта, лавка, торгующая напитками, в том числе апельсиновым фрешем.

Снег начался почти у самого приюта, около домиков же все утоптано до льда.

Шли каждый своим темпом, к 16:45 все добрались до приюта. Высота 3200м. Тут два конкурирующих дома. Верхний полон иностранцев, в нижнем же теплее и существенно дороже. Кошки есть только в нижнем. Мы, выбрали верхний. Приятное место для встречи нового года. В помещении тепло, чисто и уютно. Комната с камином, за столиками на диванах сидят группами иностранцы-восходители. Решаем остаться здесь (хоть палатки и спальники мы притащили) и встретить Новый год в интернациональной компании. За ночевку на двухэтажных нарах с нас взяли по 115 Дх.

Кошки в прокат взяли по 80 Дх под залог всего снаряжения.

Новый год встретили по Москве, в 20:00. Нарядили маленькую елку, привезенную Костей из дома, жгли бенгальские огни. Чокнулись чуть-чуть остатками рома и пошли спать.


76. Имлиль

77. Имлиль

78. Тропа к приюту

79. Тропа к приюту

80. Тропа к приюту

81. Приют Refuge Toubkal

82. В приюте, встречаем НГ 2013

1 января. в. Тубкаль — Имлиль — Асни.

19 км пешком, 14 км на велосипеде+1030м / -3115мВысота ночевки 1190моблачно, прохладно. вечером +58:00

За 2-3 дня до восхождения мы ночевали на высоте 2600, и затем преодолели перевал 2900м. Этого оказалось достаточно, чтобы ни в приюте, ни на горе высота вообще не чувствовалась.

Подъем дежурных в 5:30 утра. Вышли в 07:00, полчаса ушло на то, чтобы получить кошки и надеть их. Довольно холодно, но бывало и хуже. Градусов 5-6 мороза. Тем не менее, надеваем всю одежду, что есть. Поначалу я даже пожалел, что так много всего нацепил.

От приюта на вершину ведет хорошо заметная тропа, глобально на восток. Начинается подъем по достаточно крутому кулуару, засыпанному камнями вперемешку со слежавшимся снегом. В нижней части крутизна местами до 30?. Выше кулуар выполаживается. Кулуар заканчивается плоским участком, обрывающимся дальше на восток километровым сбросом. На вершину налево (на север) по пологому гребню. Ближе к вершине имеется опасный склон градусов 20 в верхней части, который надо пройти траверсом. Это единственное место, где есть куда падать. По моей оценке зимой гора имеет категорию 1Б. Без кошек туда соваться абсолютно невозможно.

Пока поднимались, задул ветер, с ног не сбивал, но очень ощутимо. По верхам пошли облака. Они проносились метрах в ста над вершиной.

09:40 поднялись на наверх (4165м). Быстро сфотографировались и побежали вниз по пути подъема. Термометр показывал -4. Вниз опасное место шли плотной группой, медленно, шаг в шаг, вбивая кошки в тропу. Ниже уже каждый своим темпом.

В 11:15 дошли до приюта. Там не спеша выпили два кана чая с печеньем. В Имлиль стартовали в 13:34. В 16:30 спустились до гостиницы, по пути поторговавшись с местными за сувениры. Они готовы обменять свой товар на туристическую одежду — флис, пуховки, обувь, часы.

Ужинаем в кафешке напротив гостиницы. Если сказать, что мы очень голодны, то они делают тажин достаточного размера. Пока готовили еду, мы собрали велорюкзаки. Хозяин гостиницы вернул залог за кошки и извинился перед нами.

Стемнело. Ночевать поехали на природу, пониже. В темноте скатились 10км до поселка Асни, повернули в сторону пер. Тизи-н-Тест. В нескольких км от поселка остановились наугад, и обнаружили над крутым недлинным склоном плоское распаханное поле, где и заночевали в 20:35. На высоте 1170м тепло.


83. Начало подъема

84. Начало подъема на гору

85. Там же

86. Выполаживание

87. Единственный опасный участок.

88. Вид с вершины

89. Группа на. в. Тубкаль (4165м)

2 января. Асни — пер. Тизи-н-Тест.

81 км+1730м / -800мВысота ночевки 2020мясно, +20, вечером -35:34

Подъем дежурного в 05:15. С утра долго собирались, спускали велосипеды с террасы до асфальта. Вышли в 8:00. Примерно через час проехали большое озеро-пруд в русле реки (895м, N31 10.362 W8 05.181). Висят таблички, запрещающие купание и отдых на берегу. Какая-то водоохранная зона.

Дорога плавно набирает высоту. Через 42 км от места ночевки, к полудню, останавливаемся в поселке Ижух?, состоящим из кафешек и магазинчиков (1192м, N30 59.987 W8 09.494). Пьем там чай, закупаемся продуктами на ход до завтрашнего дня, и на вечер. Воду рассчитываем купить в кафешке на перевале.

В 7,5 км за поселком встречаем мечеть Тинмал 12 века (1261м, N30 58.891 W8 13.592). Практически сразу за ней начинается подъем на перевал. Асфальт есть везде, приличного качества. Трафика почти нет, пару раз нас обгоняли маршрутки с пассажирами на крыше. Ближе к верху открывается вид на всю долину. Несколько раз встречали ручьи (например, тут 1722м, N30 54.208 W8 18.634).

На высшую точку с длинными и частыми остановками полюбоваться видом заехали в 16:37 (2126м, N30 53.125 W8 21.028). Отсюда серпантином уходит еще одна асфальтовая дорога на запад. Сам перевал длиной около 4 км, имеется вторая "седловина" (2104м, N30 52.086 W8 22.753). Низкое, почти закатное солнце залило всю долину желтым цветом. Здесь имеется гостиница, в которой купили воды для ночевки. Чуть ниже еще одна гостиница. Цены высокие.

В 18:00 удачно встали на ночевку на повороте серпантина. Дорога совсем рядом, всего в 30 метрах, но машины ездят редко и им явно не до нас. Холодно. Развели костер, ветер раздувает его во все стороны. Все небо усыпано яркими звездами, внизу огнями светятся несколько городов.


90. Место ночевки

91. Озеро на слиянии рек

92. Поселок Ижуха

93. Поселок Ижуха

94. Эвкалиптовая аллея

95. Мечеть Тинмал

96. Террасное земледелие

97. Группа на пер. Тизи-н-Тест

98. Панорама предстоящего завтра спуска

3 января. пер. Тизи-н-Тест — Тарудант — Имигз

117 км+133м / -1877мВысота ночевки 290мясно, +27, вечером +85:54

Выехали в 07:22. Вниз ведет живописный серпантин с хорошим постоянным уклоном 5-6%. С утра навстречу за 25км попалось два грузовика. На высоте 740м дорога становится прямой как стрела, и более пологой. По сторонам ровная пустыня, поросшая дубами.

В 09:39 въехали в крупный город Улап-Берхил (508м, N30 38.393 W8 28.531). На трассе, проходящей через город, магазинов почти нет, находим их на параллельной улочке, чуть севернее. Отъезжаем от города на 8 км для перекуса. Раньше встать вообще негде — вдоль дороги с двух сторон цитрусовые плантации.

В 13:05 въехали в г. Тараудант. Колоритный небольшой город, с мединой. Встречается гужевой общественный транспорт. Пообедали в местном фаст-фуде курицей гриль и картошкой фри.

После выезда из города быстро докрутили до развилки в сторону Антиатласа (15:19, 153м, N30 23.459 W8 54.810). Вместо предполагаемых грунтов хорошая, прямая, как стрела, асфальтовая дорога. Проехали от поворота еще 20 км против встречного ветра, встали на ночевку между огородов, не доезжая до поселка Имигз, в пересохшем русле реки.

Вечером жгли костер.

Ночью тепло, сказывается близость океана.


99. На спуске с перевала

100. Спуск с перевала

101. Вид на пер. Тизи-н-Тест с юга

102. Тарудант

103. Тарудант

104. Дорога на Агадир

105. Место ночевки

106. Отдыхаем

4 января. Имигз — Туфлаазат — Тигерман

67 км+1792м / -462мВысота ночевки 1620мясно, +20, вечером +2. Ю ветер6:28

Пожалуй, единственный неинтересный день похода. Антиатлас представляет собой нагорье, покрытое однообразными холмами. Очень развита сеть асфальтовых дорог, хотя на всех картах в основном грунтовки. По снимкам из Panoramino также не удалось определить покрытие.

С утра выходим в 7:20. Сразу же начался резкий набор высоты, сопровождающийся сильным встречным ветром. За два часа набрали 700м, остановились в поселке Айт Бен Хауа (978м, N30 09.438 W8 55.723), где провели около часа на замену очередных двух спиц в заднем колесе у Лёни. Их выбило переклюком. Тут есть магазины.

12:30 въехали в Туфлаазет (1312м, N30 04.092 W8 49.655). Нас взяла в плен толпа детей разного возраста. Клянчили конфеты, ручки, открывали карманы рюкзаков, просили покататься. Хотели попить чай в кафешке, но пришлось спасаться бегством.

В 15:41 встретили крупный поселок Ду Тгадир (1543м, N29 56.498 W8 43.441). Там в маленьком магазинчике закупились продуктами на ночевку и на завтрашний день. На горке сразу за поселком стоит кран с водой, можно помыть руки.

Встречный ветер так и не успокоился до самого вечера. С трудом по асфальту преодолели 67 км. Встали на ночевку в 17:10, отъехав несколько километров от поселка Тигерман, опять в русле ручья. Удобно: ровно и не дует.


107. По Антиатласу

108. Там же

109. Дети в Туфлаазате

110. Тут весна

111. Антиатлас

5 января. Айт Абдулла — Тизогран

82 км+1200м / -1745мВысота ночевки 1070мясно, +20, вечером +55:59

Выходим в 7 утра.

В 08:47 въехали в городок Айт Абдулла (1558м, N29 47.194 W8 46.740). Цивилизация! Купили мандаринов, йогурты, печенья, жареную рыбу и отъехали за город, чтобы насладиться вторым завтраком.

На сегодня рельеф по сравнению с другими днями ровный, все время вверх-вниз, но с небольшими перепадами. Пейзаж Антиатласа стал понемногу меняться, на горизонте появились относительно высокие горы с острыми вершинами.

Проезжаем поворот на Агадир (10:10, 1619м, N29 44.412 W8 49.994), на перекрестке стоит дорожная полиция.

Чуть дальше, в точке (1661м, N29 43.876 W8 50.415) мощная развилка. Сворачиваем на старую грунтовую дорогу на Тафраут, идущую по склону горы. Проехать на автомобиле невозможно, местами дорога обвалена. Тем не менее, ей пользуются: какая-то тропка присутствует. Камни заканчиваются на перекрестке в точке (1087м, N29 41.517 W8 57.755). Нам прямо. Каменистый грейдер выводит в совершенно нетипичную для Антиатласа долину Амельн с нагромождением камней. В Тафраут не заезжаем, около деревни Агерд Удад уходим по отличному асфальту на юг до долины синих камней. Там в 1984 г. бельгийский художник Жан Верам раскрасил синей, зеленой и розовой краской огромные камни. Местные поддерживают покраску. Популярное место — встречаем несколько иностранцев. Чуть дальше дома-фургончики.

Поворот в долину (1188м, N29 39.853 W8 57.618). Собственно, синие камни (1144м, N29 40.198 W8 58.444).

В поселке Тахалла закупаемся едой (14:47:11, 890м, N29 38.287 W9 05.348). После через простой перевал, и даже без встречного ветра, доехали в 17:27 до места ночевки в русле реки, на огороде. Нашли сухие листья пальмы, какой-то тростник, и весь вечер жгли костер.


112. Пейзажи Антиатласа меняются

113. Около поворота на грунты

114. Пропустили поворот

115. Грунтовый спуск-срезка

116. Перекресток. Сквозное направление запад-восток

117. Долина Амельн

118. По долине Амельн

119. Раскрашенные камни

120. Чинимся :)

121. Антиатлас

6 января. Джемаа — Тизнит — Аглу Пляж

91 км+638м / -1708мВысота ночевки 20мясно, +25, вечером +105:45

Выехали в 07:15. Утром тепло, близко океан.

В 08:15 доехали до г. Джемаа (1281м, N29 31.590 W9 14.379), утроили по традиции второй завтрак йогуртами с хлебом.

09:03 стояли на развилке дорог (1265м, N29 32.447 W9 18.281). Налево по нашему треку уходил асфальт. Направо — прямая дорога до Тизнита. Местные подтвердили, что до Сиди Ифни асфальт. Решили спрямить трек, поехав по запасному варианту до Тизнита, а затем по треку, только в обратном направлении до Сиди Ифни.

В 09:20 выехали на смотровую перед спуском. Вниз ведет несложный серпантин. В 10:04 сбросили 600м. До Тизнита сделали пару срезок каменистыми грунтовыми дорогами, куда прибыли в 13 часам. В городе провели около 2,5 часов. Купили мандаринов, продукты на сутки, попили чай в кафешке.

Через 16км в 16:15 по прямой дороге спустились к океану до города Аглу Пляж. Дорогу ремонтируют, трафик идет полностью в объезд. Мы же проехали напрямик.

Океан спокойный, на мелководье у берега образовываются волны. Поужинали рыбой в кафешке на берегу.

В 17:15 поехали искать место ночевки. На закате катались по песку по линии прибоя, уворачиваясь от набегающей соленой воды. Опасаясь прилива, встали на высоком берегу рядом с домами на колесах. Вдоль всего побережья тянулись рыбацкие домики, рядом с ними ночевать побоялись. Ночью поднялся ощутимый бриз, который трепыхал тамбур палатки и задувал через сетку песок.


122. Поворот на Сиди Ифни. Асфальт.

123. На спуске с Антиатласа

124. Вид вниз

125. Грунтовая срезка

126. Вид на Аглу Пляж.

127. Катаемся

7 января. Аглу Пляж — Легзира.

58 км+670м / -690мВысота ночевки 0мясно, +25, вечером +103:39

Выехали поздно, в 8 утра. Бриз мешал собираться. На сегодня грандиозных планов нет. Вдоль моря идет асфальтовая дорога с постоянными оврагами метров по 50-100 глубиной.

В 11.27 проехали город Мирлефт. Налево пошла короткая дорога в Тизнит. В Мирлефле по традиции второй завтрак в кафешке.

В 13:50 повернули к поселку Легзира (поворот 109м, N29 26.905 W10 06.409), состоящему из нескольких домов-гостиниц.

Оттуда начинается пляж с четырьмя арками, вымытыми морем в выступающих скалах. Две арки проехали по мокрому песку, третью обходим вброд. В отлив вода доходит до колена. Здесь и встаем на ночевку, предварительно спросив у рыбака-бербера уровень прилива. Ночью, действительно, вода подходила на расстояние метров 10 до палаток.

Вода по ощущениям +17С, заходить холодно, но бултыхаться можно довольно долго.

На камнях полно мидий, но мелких. Сварили немного в морской воде.

Познакомились с местным бербером, ловцом осьминогов, который частенько ночует на берегу, а с утра выходит на охоту. Это был единственный местный, которому от нас ничего не надо было. Посидели у костра, сделанного из ствола сухой пальмы и разных веточек, которых в избытке. Бербер учил заваривать чай по-берберски, поставил на горелку свой маленький чайник, кинул чай, довел до кипения. Потом перелил немного в стакан и обратно (женил). Опять довел до кипения. И так несколько раз. Кинул много сахара.

Как выяснилось он хорошо знает историю, рассказывал про обычаи, про свою жизнь, семью. Читал стихи на берберском. Пытались обсудить даже политику и религию. В 9 вечера он ушел пешком по побережью ночевать в город.


128. Скорпион

129. Типичный пейзаж

130. Мирлефт

131. Атлантический океан

132. Пляж около Легзиры

133. Там же

134. Там же

135. Мидии

136. Бербер

8 января. Легзира — Сиди Ифни

10 км+184м / -130мясно, +250:56

Подъем в 7 утра, завтрак готовить не стали, перекусили йогуртами, вышли в 8. Проехали около 3 км по побережью. Из-за песка и мелкой гальки местами приходилось велосипед катить. В конце пляжа нашли обещанную в путеводителе четвертую арку. Тропа пошла вверх по склону. Вышли по ней на грунтовую дорогу, ведущую в сторону Сиди Ифни (начало спуска к морю N29 25.385 W10 08.123)

В 09:30 приехали в конечную точку веломаршрута, в город Сиди Ифни. Белые здания с синими крышами, дверьми и окнами. Смотрится нарядно.

Начали с осмотра достопримечательностей, съездили в безлюдный с утра порт. Заехали на местный рынок, на котором нашли кафешку. При нас на гриле за каких-то 20 Дх за порцию, за 20 минут приготовили кальмаров, креветок и рыбу. Очень вкусно и сытно.

В 11.00 единственный в день автобус до Агадира нас не взял из-за того, что все багажное отделение уже было забито чемоданами пассажиров. Пошли искать гранд такси, но машин с багажником наверху, которым разрешено было ехать на большие расстояния, там не было. Пришлось добираться на перекладных. 12:53 погрузились в такси до Тизнита за 250 Дх со всех. После очередного крутого поворота коробка передач начала сильно прыгать и задымилась. Докрутили до города своим ходом.

14:30 снова Тизнит. Часа два мотались по городу в поисках адекватной по цене проброски до Эс-Сувейры. В итоге согласились на такси за 1000 Дх со всех.


137. Четвертая арка, начало тропы наверх

138. Сиди Ифни.

139. Такси в Сиди Ифни

140. Такси в Тизните

9 января. Эс-Сувейра.

В центр города приехали чуть позже 9 вечера 8 января. Заселились в гостиницу в Медине, недалеко от центральной площади. Нам выделили весь первый этаж — две комнаты, кухня, закуток-колодец, за 350 Дх за ночь. Лучшая гостиница из тех, где мы ночевали. Заренее ничего не бронировали, гостиницу нашли прямо на месте. С этим там проблем нет. Адрес гостиницы 30 Rue ibn Rochd, Essaouira, +21-668-41-65-79, driss21clara@hotmail.com. Хозяева живут там же, на втором этаже. Говорят по-английски.

Эс-Cувейра — расположенный на мысе портовый город на побережье Атлантического океана, обнесенный обрывающейся на камни и в море стеной. Внутри медина, спокойная и светлая. Куча узких, соединенных между собой улочек, с магазинчиками и отелями. На восходе мы залезли на крышу. Было ощущение, что по ней можно беспрепятственно дойти до другого конца города. Наверное, так оно и есть. Проверять мы не стали. Откормленные свежей рыбой коты, летающие над головой кричащие чайки. Ничего особенного, но в то же время атмосферой проникаешься. Занимательное место для художников и фотографов.

В порту при нас выгружали рыбу и морепродукты. На прилавках кафешек выложен весь ассортимент в свежем виде. Можно подойти, выбрать то, что хочешь съесть, и при тебе это зажарят на гриле.


141. Крыши медины

142. Форт

143. Форт

144. Интерьер номера

145. Около порта

146. Порт

147. Порт

148. Там же

149. Фреш

150. Медина

151. Там же

152. Медина

153. Медина

10 января. Марракеш.

До Марракеша ходит большое количество автобусов. Вечерние в 17:30, и после только около часа ночи. Станция недалеко от порта.

Марракеш — один из самый крупных городов в Марокко. Достопримечательности есть, но в целом ощущение каменного мешка. Надышались выхлопными газами. Больше всего запомнились пальмы, кроны которых качались перед окнами пяти этажных домов (а может и выше). В городе вечером, особенно на площади Джемаа-эль-Фна, много народу, тусовки, но какие-то бестолковые. На улицах на тебя постоянно накидываются менеджеры кафешек. В медине продадут все, что хочешь и даже не хочешь и не планировал покупать.

Заселились в небольшой частной гостинице (Riad Allal), так же, как и в Эссувейре: нашли в Lonely Planet дешевую рекомендованную, и около нее нас проводили в соседний дом. Очень приветливый хозяин, свободно говорит по-английски. Помог нам купить упаковочный материал для велосипедов, интересовался маршрутом. Телефон гостиницы +21 668 51 35 14.

В аэропорт из Марракеша добирались на поезде в 5 утра (ходит каждые 2 часа), куда нас без проблем пустили с компактно запакованными велосипедами. В поездах там велосипедистов не переносят, так что скорее всего велосипед в чехле со снятым передним колесом не пропустят. До аэропорта надо ехать с пересадкой в Casa Voyagers, откуда каждый час отправляется поезд.

При посадке в самолет оказалось, что продали мест в самолет больше, чем их было в принципе, поэтому Илья полетел на следующей рейсе. В Лиссабоне ему даже открыли Шенгенскую визу на один день и предоставили такси с отелем.

Велосипеды до Москвы летели через Мадрид, но в итоге все нашлись, и в течение недели были доставлены непосредственно по домам.


154. Марракеш

155. Медина Марракеша

156. Медина Марракеша

157. Медина Марракеша

158. Ночной Марракеш

159. Касабланка

160. Самолетик до Лиссабона

7. Итоги, выводы, рекомендации

Марокко оказалась идеальным регионом для велопоходов на январские праздники. Практически всегда светит солнце, при этом днем не слишком жарко — на равнине от +19? до +26?, на высоте 2000м может быть +12?..+16?. Ночью холодно. Во время одной из наших первых ночевок в горах Сархро на высоте 1700м было -10?, вода в бутылках полностью замерзла. Световой день составляет 10 часов, с 7:30 до 17:00, причем сумерек практически нет. В таких условиях разумно брать теплое бивачное снаряжение наряду с легким ходовым.

В стране отлично развита сеть асфальтовых дорог. В частности, весь Антиатлас покрыт ими. Климат позволяет ремонтировать дороги не слишком часто. На доступных картах бардак. OSM может показывать дорогу с покрытием там, где вообще не проехать на автомобиле, а существует лишь гужевая тропа (например, Альниф — Икниун нашего трека). Либо наоборот, грунтовая дорога оказывается асфальтовой (Туфлаазат — Тигерман). Иногда спасают снимки Panoramino. На будущее можно дать такие рекомендации: логичные дороги, соединяющие достаточно крупные города, все заасфальтированы. Грунты надо искать либо по спутниковым снимкам (на участке Альниф — Икниун мне это не удалось), либо рассчитывать на существование разных троп между поселками.

Местная валюта дирхамы, курс примерно 11 Дх = 1 Eur. Курс валюты достаточно стабилен, он одинаков по всей стране и устанавливается государством. Местные жители, особенно в деревнях, считают в сантимах (?), причем курс 1Дх = 200 сантимов. После расчетов показывают на калькуляторе сумму в сантимах, вдвое больше, да еще и с двумя нулями. Официально сантим = 1/100 Дх. Да, даже продавцы плохо считают. Мы неоднократно сталкивались с обсчетами как в одну, так и в другую сторону. Устный счет вообще встречается крайне редко.

Повсеместно говорят по-арабски и по-французски. В деревнях распространен еще берберский язык. По югу атлантического побережья еще и испанский. В городах, а особенно в туристических местах, многие владеют английским, часто хорошо. Также имеет смысл обращаться по-английски в автобусные и ж/д кассы. Без знания какого-либо из основных языков (арабского либо французского, хотя бы не начальном уровне) путешествовать трудновато, но можно.

Во всех достаточно крупных поселках имеются магазинчики. Часто они расположены не на трассе, проходящей через поселок, а чуть в стороне. Также могут быть без вывески, выглядеть как обычный дом. Надо спрашивать у местных, где можно закупиться. Везде есть бутилированная вода, крупы, варенье, хлеб, разного рода печенье, в основном в мелких порциях, часто встречается плавленный сыр в треугольниках, чай. В городах мы несколько раз покупали обычный сыр, куском, один раз он был очень невкусным. Часто продают арахис на развес, в сахаре, либо соленый. Распространены кисломолочные продукты. Кефир называется лебен (leben), нам понравился. Также везде продают мясо, птицу. Мы везли сушеное из Москвы, и на месте не покупали.

Много кафешек. У местных принято пить чай. Мясное блюдо называется тажин. В не слишком больших кафешках как правило есть всего пара больших тарелок, в которых они готовят. Одной тарелки хватает на 2-3 человек. Большой группе придется есть либо в разных местах, либо по очереди. Готовят тажин около часа. В прибрежных городах много вкусной рыбы и морепродуктов. Поесть в недорогих местах стоит 30-50 Дх с человека.

В городах повсеместно встречается апельсиновый фреш стоимостью как правило 10 Дх. В туристических местах дешевле. В Марракеше вообще за 4 Дх стакан.

Местные активно используют велосипеды совершенно разных типов. Вдоль трассы в поселках часто встречали веломастерские, в которых есть цепи, спицы, переключатели, камеры. Наверняка там же можно осуществить и какой-нибудь серьезный ремонт.

В качестве топлива для мультитопливной горелки отлично зарекомендовал себя бензин, которым местные заправляют мотороллеры и мотоциклы. Называется меланж (m?lange petrol). Кроме него продают солярку (gasoil), хороший бензин. В меланж добавляют какое-то масло, он может быть как слегка желтоватым, так и других цветов. Нам дважды наливали красного. Стоит 15Дх за литр. Без проблем наливают в пластиковую бутылку, например, от колы.

Найти гостиницу на НГ праздники труда не составляет. В туристических городах при виде велосипедистов с рюкзаками набегают местные и начинают предлагать различные варианты. Мы несколько раз очень удачно селились в недорогие и удобные дома. Хозяева готовы селить в комнату больше людей, чем там есть кроватей.

8. Дополнительные сведения о походе

8.1. Характеристика средств передвижения, поломки и проколы

участник велосипед поломки проколы
Шемятихин Дмитрий Гибрид Cube с жесткой вилкой, покрышки Maxis 700х42 колючкой
Кутузов Илья Гибрид Author Reflex, покрышки Maxis 700х42 потерял винт эксцентрика от переднего колеса
Орочко Наталья GT Avalanche Expert, покрышки Maxis 26x2,25 медленный прокол, так и доехала до конца, подкачивая раз в день
Украинцев Константин Cube reaction team, покрышки Maxis 26x2,25 сорвало резьбу на бонках крепления багажника в раме. Нарезали поверх M6 стальным болтом колючкой
"змеиный укус"
металлическая скоба в Марракеше
Федоров Леонид Покрышки 26х2,0 развалился подшипник ролика переключателя
оторвало сварку на багажнике
дважды выбивало спицы (3, затем 2) на заднем колесе со стороны кассеты
колючкой

8.2. Ремонтный набор.

Общественный Личный
Набор шестигранников, включая ключ на х8 для снятия педалей. 3шт Камеры по 2шт на человека
Монтажки для покрышек, 2шт Запасные колодки, 2пары
Мини плоскогубцы Спицы своей длины по 5 шт каждой
Масло для цепи. Густая смазка Петух индивидуальный
Набор заплаток с клеем 
Покрышка х26 1шт 
Покрышка х28 1шт 
Кусочек цепи х9, x8 
Запасной задний переключатель ХТх9 
Трос для переключателей 1 шт 
Спицевой ключ 
Насос для камер 2шт 
Насос для вилок 1 шт 
Выжимка цепи 
Набор различных болтиков (М4, М5, М6) 
Съемник кассеты 
Маленький разводной ключ 
Запасные шипы 
Набор для прокачки гидравлики 
Ножовка по металлу 
Запасной эксцентрик 
Скотч 
Толстая проволока 
Металлические хомуты 
Пластиковые стяжки, 50 шт, 15 см 
Иголки-нитки, кусок ткани 
Клей циакрин ("секунда") 

Из ремнабора понадобились запасные спицы, переключатель, эксцентрик. Серьезных поломок не было, все чинилось меньше, чем за час.

8.3. Аптечка

Брали стандартную аптечку, дополненную диакарбом от горняшки. В походе использовали АЦЦ, мазь диклак, эластичный бинт, активированный уголь, энтерофурил, перевязочные средства (пластырь, салфетки, хлоргексидин), гель для рук. Ну и крем от потертостей :)

Было всего одно падение на неожиданно появившемся участке льда на небольшой скорости, обошлось без царапин.

8.4. Стоимость проживания, питания, снаряжения, общественного транспорта.

Авиаперелет Москва — Касабланка — Москва16,5 тыс руб
Электричка от аэропорта до Касабланки40 Дх с человека (160 руб)
Электричка Касабланка — Фес110 Дх с человека (440 руб)
Автобус Фес — Рисани150 + 25 Дх с человека (700 руб)
Гостиница в Мерзуге, экскурсия на верблюдах50 Евро с человека (2000 руб)
Такси Бумальн — Имлиль1800 Дх со всех (7200 руб)
Гостиница в Имлиле400 Дх со всех (1600 руб)
Проживание в приюте + кошки115 Дх + 80 Дх с человека (780 руб)
Такси Сиди Ифни — Тизнит250 Дх со всех (1000 руб)
Такси Тизнит — Эс-Сувейра1000 Дх со всех (4000 руб)
Гостиница в Эс-Сувейре350 Дх со всех (1400 руб)
Автобус Эс-Сувейра — Марракеш50 + 30 Дх с человека (320 руб)
Гостиница в Марракеше350 Дх со всех за сутки (1400 руб)
Поезд Марракеш — Касабланка110 Дх с человек (440 руб)
Средняя стоимость счета в кафешке200 Дх со всех (800 руб)
Средняя закупка продуктами в магазине150 Дх (600 руб)
Меднарины5-7 Дх за кг (20-30 руб)

В среднем бюджет поездки составил 30-32 тыс руб.

9. Карты

Сторона квадрата сетки 4 км. По клику откроются карты масштабом 2км (150dpi)