День сто девятнадцатый, 13 августа 2011г.
Шарапхана—Шымкент—Аксукент
+85км, 5331км

На завтрак гужа, 3 яйца, 4 шарика курт и лепёшка. Очень сытно!

Завтрак на кислом молоке
Завтрак на кислом молоке

За 30км до Шымкента небольшой перевальчик высотой 815м над у.м.

На перевале Казыгурт
На перевале Казыгурт

Снова давит жара. Я отдыхаю в тени брошенной бензоколонки.

Брошенная бензозаправка. До Шымкента 18км
Брошенная бензозаправка. До Шымкента 18км

Меня нагоняет тот самый велояпонец. На следующей заправке я нагоняю его.
Он пьёт пепси-лайт и разговаривает с местной молодёжью.
Оказывается, едет в Бишкек получать иранскую визу. В Ташкенте его динамят. В Алма-Ате дорого.
Его путешествие началось в Китае и закончится в Турции. Зовут его Тай Ски (могу ошибаться, ловил его имя на слух).
Мы оба одиночки. Я трогаюсь в путь раньше, чем велояпонец допивает пепси.

Велояпонец
Велояпонец

В Шымкенте торможу у асханы сразу после «туннеля» (так местные называют путепровод под широким мостом).

Шымкент. Туннель на възде
Шымкент. Туннель на възде

Касушка настоящего борща со сметаной и 2л вкусного компота.
Касушкой (касой или кисой) называют пиалу бóльшего размера, чем та, из какой пьют чай.

Шымкент. Асхана с вкусным борщом
Шымкент. Асхана с вкусным борщом

Размен долларов на тенге. Как оказалось, не самый выгодный курс. Оплата услуг «Beeline Kz».
В кафе «Мадлен» встречаюсь со знакомыми, которые накануне пытались подвезти меня в Шымкент и для этого поехали в Шарапхану. Благодарю их за это.
После того, как знакомые ушли, жду в кафе, пока спадёт жара, примерно до полпятого по полудни.

Шымкент. Пафосное кафе Мадлен
Шымкент. Пафосное кафе Мадлен

Затем пытаюсь найти термобельё для прохладных ночей, которые меня ждут в предгорьях Тянь-Шаня. Два спортивных магазина его не завозят. Больше не ищу.

Шымкент. Мегаспорт
Шымкент. Мегаспорт

Еду в направлении Тараза. Дорога очень узкая. Трафик плотный. Самосвалы, фуры и автобусы различных мастей.
Ветер сильный встречный. Не едется также, как и день назад.

Сверхузкая дорога на Тараз
Сверхузкая дорога на Тараз

Кое-где попадаются кафе, в которых делают квас на разлив. Очень подсел на квас в этот день.

Кафе с живым квасом
Кафе с живым квасом

Доезжаю до города Аксукент (бывш. г.Белые Воды)
Пытаюсь у местных узнать, где тут «конак уй» (гостевой дом,-казх.). Не понимают. Зато им хорошо известно слово «гостиница». Чудеса, да и только!
Ночую в гостинице «Волна» за 2500тенге. Жизнь после Узбекистана заметно дорожает!

Аксукент. Гостиница Волна
Аксукент. Гостиница Волна


День сто двадцатый, 14 августа 2011г.
Аксукент—Тураркент(Ванновка)
+52км, 5384км

Только выехал из гостиницы – сразу попались арбузы.
Как я могу такое пропустить на голодный желудок?
Арбуз с лепёшкой и куртом – самое то! на завтрак.

Аксукент. Будет завтрак с арбузом
Аксукент. Будет завтрак с арбузом

Ленивый подъём на перевал Машат (650м над у.м) со стороны Шымкента.
Зато спуск с ветерком!

Перевал Машат
Перевал Машат

Под горкой холодная речка ждёт моё разгорячённое тело.

Речка для купания
Речка для купания

Еще попадаются русские в аулах.

В портретной фотографии важна правильная ориентация объекта
В портретной фотографии важна правильная ориентация объекта

Заинтригованный надписью «Квас с изюмом», останавливаюсь и слезаю с велосипеда.
Кваса нет. Заменяю его шурпой и чёрным чаем с лимоном. Лимон здесь принято подавать нарезанным на блюдце, а не по дольке в стакан, как в поездах России.

Кафе «Машат». Второй завтрак
Кафе «Машат». Второй завтрак

Сегодня термометр на руле весь день показывает более +40°C и максимально +47°C.
Более 5 км не еду. Перегреваюсь. Хотя каждые 5-10 минут, на ходу поливаю себя водой из распрыскивателя.
Делать это трудно и опасно на таком ветру и плохой дороге с жёстким трафиком.
Помогает не надолго. Ищу тень, чтобы прийти в норму.

Очередная возможность охладиться
Очередная возможность охладиться

При въезде в Тураркент (бывшая Ванновка, как её все и продолжают называть) встречается давно забытое название «Блинная».
Заезжаю. Обслуживают русские. Есть компот, ягоды с сахаром – малина, смородина, борщ, окрошка, гуляш, котлеты с пюре и еще много чего забытого.
Беру касушку (кисушку) окрошки с буханкой хлеба, потом прошу повторить. Всё запиваю литром компота.

Ванновка. Русская блинная
Ванновка. Русская блинная

Счастливый ползу по ступенькам в гору к святому источнику Туркубас Аулесы (написал, как услышал от казакча-говорящих). По рассказам, в средней части склона холма бьёт источник.

Ванновка. Вид на святой источник
Ванновка. Вид на святой источник

Ванновка. Святой источник
Ванновка. Святой источник

На самом деле, ничего интересного.
Какая-то мутная непроточная лужа в яме метра три глубиной, к которой выдолблены ступени. Всё это накрыто продуваемой беседкой по типу Эоловой Арфы в Пятигорске. Возможно, засушливое лето помешало мне насладиться вкусом святой воды.

Ванновка. Отражение в святом источнике
Ванновка. Отражение в святом источнике

Вы спросите, почему так мало проехал за сегодня?
Отвечу, мог больше, но два обстоятельства задержали меня в Ванновке.
Первое. Мне надо было зарегистрироваться. За пять дней транзитом через Казахстан в Кыргызстан никак не успеваю.
Лучшее место, без очередей, чем посёлок Ванновка, найти трудно.
Второе – я решил перейти к активным действиям против хамов на дорогах.
Моя экшн-камера запечатлела, как алмаатинский автобус нагло сгоняет меня на обочину.
С этим видеоматериалом я иду в полицию Ванновки. Тут же находится и отдел ГАИ.

Ванновка. Полиция
Ванновка. Полиция

Мне пообещали, что у того водителя-хама будут проблемы в виде штрафа и всяческих досмотров на посту Ванновки.
Посетовали, что госномер не шымкентский, а то проблем ещё больше было бы.
Пообещали снять процедуру допроса водителя и отправить мне в качестве лекарства для лечения оскорблённого самолюбия.

Хам за рулём автобуса
Хам за рулём автобуса

Хам за рулём автобуса
Хам за рулём автобуса

Ночую в Ванновке в гостинице «Карима» за 2000тенге. Завтра полдня уйдёт на регистрацию.

Ванновка. Гостиница «Карима»
Ванновка. Гостиница «Карима»


День сто двадцать первый, 15 августа 2011г.
Тураркент(Ванновка)—пер.Куюк
+66км, 5450км

Как и предполагал, полдня занимает регистрация иностранного гражданина в Республике Казахстан.
Очереди не удаётся избежать. В основном, у регистрирующихся паспорта с зелёной обложкой Узбекистана.
Снова вижу велояпонца. Он пыхтит по Ванновке, когда я выхожу довольный из паспортного стола.
Переживаю, что снимут дополнительную плату в гостинице за то, что не покинул номер к расчётному часу. Но всё обходится.
Выезжаю полтретьего после полудня. Еду без чёткого места будущей ночёвки. При таких жаре и рельефе ничего не могу планировать.
Дорога медленно тянется в гору. Температура воздуха заметно снижается. Уже не обливаюсь водой для охлаждения.
Заползаю на самую высокую точку 1145м над у.м. Никакого памятного знака на дороге. Стоит пост шымкентского ГАИ.
Передаю записку ваннинского инспектора с просьбой задержать автобус с номером A034VWM. Такая тут отлаженная полицейская связь «голубями».

Шымкентский пост ГАИ на 1145м
Шымкентский пост ГАИ на 1145м

Выезжаю на плоскогорье ок. 1000м над у.м. Справа отроги Тянь-Шаня со снежниками, слева поля колосящейся пшеницы.

Отроги Тянь-Шаня
Отроги Тянь-Шаня

Строят автобан «Западная Европа – Западный Китай». Удаётся проехать в одиночку с десяток километров по несданному еще участку бетонки.

Бетонка «Западная Европа – Западный Китай»
Бетонка «Западная Европа - Западный Китай»

Скучновато как-то без ям и летящих самосвалов. Клюю носом за рулём.
Решаю отдохнуть. Прямо на бетоне проезжей части ставлю вел на подножку, расстилаю коврик, ложусь на него и под удивлённые взгляды водителей, проносящихся по соседней рабочей полосе, лежу, жую яблоки с грушами и смотрю, что там пишут на форуме Веломания.ру.
На навигаторе показался перевал Куюк (990м над у.м.). Точнее, его надо было бы назвать дропом или чинком. С той стороны, откуда я еду, подъёма почти нет. По другую сторону буду спускаться с плоскогорья.
У самого начала спуска, у брошенного поста ГАИ начинает глючить экшн-камера. Оказалось, что разрядились оба аккумулятора – внешний и внутренний. Меняю внутренний. Совсем смеркается. Кладу разряженный аккумулятор в чёрный чехол на чёрный рюкзак почти в темноте... и вы догадываетесь! я его забываю убрать внутрь рюкзака.

Брошенный пост ГАИ у спуска с пер.Куюк
Брошенный пост ГАИ у спуска с пер.Куюк

Несусь вниз, обгоняя грузовики. Меня обдают запахи горелых колодок и дисков сцепления. Кажется, тут всё пропахло ими.

Спуск с пер.Куюк. Иду на обгон
Спуск с пер.Куюк. Иду на обгон

В конце спуска с перевала спрятались под деревьями чайханы у дохленького ручейка. Местные пожимают плечами на вопрос, где тут можно переночевать?

пер.Куюк. Асханы у подножья
пер.Куюк. Асханы у подножья

Приютил водитель дорожников в казённом домике. Он со своим универсальным «Камазом» смотрит за участком на перевале. В командировке уже 9 месяцев. Где песочек зимой посыпет, где снег почистит, свёрнутый знак поправит, вытащит кого из кювета. Я остаюсь в домике один. Он уезжает по ночным делам.

пер.Куюк. Дорстрой-общежитие
пер.Куюк. Дорстрой-общежитие

Начинаю распаковывать рюкзак, чтобы написать отчёт и зарядить аккумуляторы.
Понимаю, что чехол где-то упал с рюкзака на спуске с перевала. Беру местного жигита и мы на его ушатанной шестёрке мчимся наверх к брошенному посту ГАИ. Ничего нет sad. Спускаемся обратно, внимательно просматривая правую обочину. И о, чудо! лежит себе чехол, похожий на кошелёк, прямо на стыке асфальта и гравийной обочины smile. Как его никто не раздавил и не подобрал – ума не приложу!

пер.Куюк. Найдёныш
пер.Куюк. Найдёныш

На радостях шурпа без картофеля и традиционной моркови показалась верхом кулинарного искусства rolleys.


День сто двадцать второй, 16 августа 2011г.
Пер.Куюк—Тараз (Джамбул)—аул Байзак
+54км, 5505км

Сегодня ленюсь вставать рано. Такое счастье поспать в тишине на свежем воздухе без комаров!
И предлог нашёлся! Вчера отключили дизельэлектростанцию, и я дописывал впечатления дня на аккумуляторах.
А сегодня и не думают включать в светлое время суток.
Заряжаюсь от солнечной батареи, а сам валяюсь в тени, читаю новости в Инете, общаюсь с местными перекупщиками лошадей. Они покупают молочных кобыл на Алтае и здесь их продают. Скаковые им не нужны, не предлагайте! blum
Выезжаю в сторону Тараза, когда тень уже не спасает от жары.
На удивление легко ехать. Встречный ветер работает, как воздушное охлаждение.
Иногда добавляю к нему водяное из распылителя. Несколько десятков километров снова еду один по новой бетонке.

Дорожные работы на трассе «Западная Европа – Западный Китай»
Дорожные работы на трассе «Западная Европа - Западный Китай»

Въезд в г.Тараз понравился. Гладкий асфальт. Катится все 20км/час!

Тараз. Въезд в город
Тараз. Въезд в город

В городе полно дорогоукладочной техники. Стараются к 20-летнему юбилею независимости?

Тараз. Новый асфальт ко Дню независимости
Тараз. Новый асфальт ко Дню независимости

Заезжаю на базар Шахристан.

Тараз. Базар Шахристан.
Тараз. Базар Шахристан. Памятник «Джентельменам удачи» внутри него

Культовое место русскоговорящих туристов – памятник «Джентльменам удачи». По сценарию Василий Алибабаевич был родом из Джамбула. Странно, что персонажа Вицина среди них нет.

Тараз. «Хочу в Джамбул. Там тепло. Там моя мама»
Тараз. «Хочу в Джамбул. Там тепло. Там моя мама»

В промзоне День независимости, похоже, не собираются встречать. Дорога убитая.

Тараз. Эта дорога не будет праздновать День независимости
Тараз. Эта дорога не будет праздновать День независимости

Торможу у лётного поля с самолётами Ан-2.

аул Байзак. Лётное поле
аул Байзак. Лётное поле

Через полчаса зайдёт солнце. Рядом канал с прохладной водой. Питает поля с арбузами.

аул Байзак. Канал у лётного поля
аул Байзак. Канал у лётного поля

Мне выделяют комнату на втором этаже с видом на проносящиеся поезда и застывшие до утра трудяги-бипланы.

аул Байзак. Лётное поле. Сегодня ночью я за диспетчера
аул Байзак. Лётное поле. Сегодня ночью я за диспетчера


День сто двадцать третий, 17 августа 2011г.
аул Байзак—аул Малдыбай
+64км, 5569км

Долгий разговор с авиаторами за блинами с чаем затянулся далеко за полночь.
Ранний подъём снова отменяется! smile
С утра завтрак, экскурсия по лётному полю, обед с вкусным борщом и сладкие арбузы в перерывах между этими мероприятиями.

аул Байзак. Будут птичке и крылья и ноги
аул Байзак. Будут птичке и крылья и ноги

аул Байзак. Лётное поле. Девушки любят самолёты не только ушами
аул Байзак. Лётное поле. Девушки любят самолёты не только ушами

аул Байзак. Лётное поле. Трогай, Командир!
аул Байзак. Лётное поле. Трогай, Командир!

На дороге термометр снова показывает +46°C, тот же встречный ветер, слабый подъём практически без рельефа,
Высота над у.м. слабо ползет от 600м до 700м. Карта говорит, что слева вплотную к дороге примыкают пески пустыни Муюнкум. Почти всегда еду по нерабочей бетонке.

Лафа закончилась!
Лафа закончилась!

С эскортом по аулу Акыр-Тобе
С эскортом по аулу Акыр-Тобе

На протяжении нескольких километров много сбитых крупных кузнечиков на новом бетоне.
От меня они ловко уворачиваются. Кто ж их тут посбивал?
Вот он, король бездорожья и гроза кузнечиков – Ленд-Крузер100 на горбу у эвакуатора.
Проигнорировал знак объезда, летел по нерабочей полосе и не сумел перепрыгнуть канаву.

Надо было давить на газ!
Надо было давить на газ!

Ночую в асхане у дороги в нескольких стах метрах до аула Малдыбай.

аул Малдыбай. Ночую в асхане на топчане
аул Малдыбай. Ночую в асхане на топчане


День сто двадцать четвёртый, 18 августа 2011г.
аул Малдыбай—Мерке
+84км, 5653км

Ветер по прогнозу должен поменять направление на противоположное.
На деле – на каждом холме ветер дует куда хочет. Т.е. поднимаюсь на подъёмчик – Ура! Ветер в спину!
На другом – ситуация обратная. Причём, всё это с хорошими порывами.
Поэтому, наверное, и смерчи по полям гуляют, поднимая пыль до небес.
По жаре – прогноз не утешителен. Сегодня термометр снова залезает на отметку +47°C
Не доезжая до аула Кок Донен, построили развязку и утянули четыре полосы в поле, в обход населенного пункта.
Куда они идут и почему никто не ездит по ним?

Четыре полосы для одного велосипедиста
Четыре полосы для одного велосипедиста

Я не могу не воспользоваться такой возможностью вкрутить педали аж до 40км/ч!
Будь, что будет! Вернусь, если что!
Ощущение, что летишь по взлётной полосе с десяток километров. Когда бетон кончается, я понимаю, что по замыслу творца, должен уже давно занять эшелон и достичь крейсерской скорости полёта smile.
Расплатой за попытку побыть взлетающим самолётом становится километровая тряска по пыли до старой дороги, полной грузовиков и автобусов, далёких от мысли переносить своё тело по воздуху.

Пыльная гравийка – возвращение к реальности
Пыльная гравийка - возвращение к реальности

Между Куланом и Каменкой дорогу с обеих сторон обнимают деревья. В их тени продают мёд и продукты из него.
Этим бизнесом занимаются, похоже, только русские.

Каменка. Мёдовый бизнес
Каменка. Мёдовый бизнес

Желание поскорее добраться до Мерке играет со мной злую шутку. Не замечаю, как перегреваюсь. Причём понимаю это, когда заезжаю к домику дорожных рабочих. Раньше тут была асхана. Они меня спрашивают о путешествии, а я ничего ответить им не могу. Язык заплетается. Побыстрее под кран с холодной водой! Легчает.

Мерке. Дорожные строители – внимательные слушатели
Мерке. Дорожные строители - внимательные слушатели

Возвращаясь к своему велу, замечаю вчерашнего знакомого скакуна через канавы – «грозу кузнечиков». Вот, куда его приволокли! Оказывается, что за рулём был один из начальников дорожного строительства. Но тот участок, где он потерпел аварию, был не в его ведении, поэтому он ничего не знал о канаве.

Мерке. Гроза кузнечиков на ремонте
Мерке. Гроза кузнечиков на ремонте

Въезжаю в Мерке.

Мерке. Въезд в город
Мерке. Въезд в город

Нахожу всем известную гостиницу «Мерке»...

Мерке. Гостиница
Мерке. Гостиница

...и замечаю, что на соседней территории, похожей своими зарослями на лес, стоит самолёт.
Ваши предположения?
А я тем временем поспрашиваю местных.

Мерке. Джунгли наступают
Мерке. Джунгли наступают

Мерке. Рублю дрова, шинкую капусту
Мерке. Рублю дрова, шинкую капусту

citozus подсказал, где найти информацию об этом самолёте: «...карточка именно этого ИЛ-18 в реестре (фото, заводские и серийные номера, история эксплуатации и т.п.)»

Добавлю, что этот самолёт подарили Дому пионеров с.Мерке в 1980г. за успешную сдачу металлолома.
Привезли планер и крылья отдельно друг от друга из г.Джамбул, где есть аэропорт.

Мерке. Дом пионеров
Мерке. Дом пионеров

Мерке. В ожидании экипажа
Мерке. В ожидании экипажа

В комментариях по поводу этого самолёта указывается, что были закрашены регистрационные номера на крыльях.
Закрасили, да, видно, плохая водоэмульсионка попалась smile.

Мерке. Рег.номер самолёта ИЛ-18 – 75813
Мерке. Рег.номер самолёта ИЛ-18 - 75813